|
современного человека левым полушарием, отвечающим за конкретно-логическое
мышление и речь.
Чтение и попытка проникнуть в скрытый, таинственный смысл, содержащийся в
эзотерических, мистических, философских трактатах, в мифах, сказках, легендах и
притчах, является необходимым упражнением для ак-
23
Арт-терапия
тивизации деятельности правого полушария головного мозга. В нашем методе этот
прием как один из приемов арт-терапии будет использоваться часто.
В предельном случае эта психотехника применяется в практике дзэн буддизма
для достижения адептом состояния мгновенного просветления при размышлении над
коаном — парадоксальном вопросом, на который невозможно дать ответ с помощью
логических размышлений.
Важным проявлением активности правого полушария в психосоматическом
целительстве является эффект плацебо, которому в большей степени подвержены
внушаемые, впечатлительные люди, так называемые право-полушарные художественные
натуры и женщины.
Так, в книге доктора Эрнеста Лоренса Росси («Психология психосоматического
целительства», 1988) приводятся следующие результаты:
— плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя морфия в 56% случаев в
шести исследованиях;
— плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя аспирина в 54% случаев в
девяти исследованиях;
— плацебо оказалось эффективным в качестве замените
ля кодеина в 56 % случаев в трех исследованиях.
Под «эффективностью» здесь понимается подтверж
дение пациентом обезболивающего эффекта.
Итак, чуть больше чем в половине случаев вера пациента в то, что он получил
обезболивающее, производит такой же эффект, как если бы он в самом деле его
получил.
Значит, возможны ситуации, когда определенным образом организованное
взаимодействие левого и правого полушария головного мозга может привести к тому,
что организм сам выработает необходимые «внутренние лекарства», успешно
заменяющие фармацевтические препараты. Такую способность неоднократно демон-
24
Глава 1. Цели и задачи метода
стрировали как индийские йоги, так и мастера китайских школ цигун и др.
Будем считать, что мне удалось найти аргументы в защиту необходимости хотя
бы иногда напрягать свое правое полушарие попытками проникновения в скрытый
смысл древних трактатов, сказок и пр., что, как оказалось, является весьма
полезным для здоровья занятием.
В качестве тренинга, активизирующего работу правого полушария головного
мозга, вам предлагается прочитать вторую главу. В ней приведена
мировоззренческая концепция, обосновывающая фундаментальные положения нашего
метода, позволяющие с его помощью решить жизненно важные стратегические задачи.
Вернемся к тексту Шмакова, чтобы на этот раз с помощью логического
построения выработать понятийную схему, в которой наш метод раскроется как
связующее звено между сознанием человека, его внутренним микрокосмосом, и
внешним миром — макрокосмосом.
Итак, «космос есть вечный поток Жизни», т. е. космос определяется через
понятие движения (поток) и Жизни — таинственного явления, наделяющего тот
объект, в котором оно проявляется, разными уровнями сознания, способностью
саморазвития, воспроизводства и т. д. Другими словами, окружающий нас мир — это
самодвижущееся Сознание, проявляющееся в разных формах.
Таким образом, сознание каждого из нас есть часть глобального всеобщего
Сознания. Каким образом между индивидуальным и всеобщим Сознанием
осуществляется связь, или, другими словами, непрерывность Единого Сознания?
Если все вокруг нас и мы сами являемся движущимся сознанием, следовательно,
связь всеобщего и индивидуального осуществляется также посредством движущегося
(изменяющегося) сознания.
25
Арт-терапия
Важный момент в изложении принципов нашего метода!
Возникает следующая гипотеза.
Причина возникновения тех или иных заболеваний и прочих негативных состояний
индивидуального сознания, под которым мы теперь будем понимать целостность
человека, включающую в себя как тело, так и психику, заключается в нарушении
связи между индивидуальным сознанием и всеобщим Сознанием. Это происходит из-за
дисгармоничной активности индивидуального сознания, проявляющейся на семи
уровнях его функциональной активности: физической, энергетической,
эмоциональной, ментальной, духовной, интуитивной и эволюционной.
Видимо, мастера йоги, цигун и др. специалисты в области эволюционной
трансформации человека, зная это, уделяли большое внимание характеру движений
адепта и состоянию его сознания во время практики.
В нашем методе движение и состояние сознания также являются главными
инструментами гармонизации и оздоровления.
Какие виды движения и состояния сознания используются в методе?
|
|