|
Эволюционный путь Монады описывается спиралью (рис. 11) («Исток начала есть
оборотная сторона конца...»), где центр спирали соответствует моменту
проявления (эманации) Монады в данном цикле ее развития. По мере духовного
развития Монады, т. е. повышения частоты вибраций Космического сознания —
Буддхи и увеличения накопленного жизненного опыта Высшим
75
Арт-терапия
Манасом, кривизна линз, формирующих индивидуальность человека, возрастает.
Точка фокуса по спирали возвращается обратно на периферию, откуда она была
эманирована светом божественной Воли — Атмой. Точка возврата является началом
нового цикла развития Монады — центром новой спирали, на новом уровне Бытия.
Так мы убеждаемся, что процесс развития нашей Сущности никогда не начинался и
никогда не закончится. За вашими плечами, дорогой читатель, бесконечный путь
развития вашей Сущности, устремленной к обретению божественного совершенства.
«Исток начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение
смерти и рождения» (Чжоу-зы).
Постулат дзэн гласит: «В каждом живом существе есть Будда. Это душа. Такова
душа в ее изначальной сущности,
Атма Буддхи
Высший Манас
Рис. 11. Исток начала есть оборотная сторона конца 76
Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?
скрытой под покровом бесчисленных заблуждений. Вот почему человек не может
узреть ее» (Махапаринирвана сутра [46, с.117]).
«Цель истинного Бога, почитающего Высшей славой своей, чтобы люди познавали
Его в себе, состоит в открытии драгоценных камней, что таятся в недрах их
истинной и сокровенной сущности» (Бахаулла [46, с. 118]).
«Жизнь есть искусство.
Вся жизнь человека есть самовыражение.
Личность есть выражение Бога.
Мы страдаем, если не выражаем себя».
Заповеди 1 -4 [46, с. 107]
Чтобы избежать этого страдания, нужно быть одновременно Философом, ставящим
перед собой вечные вопросы, и Художником, творящим свою жизнь в соответствии с
полученными от Бытия ответами. Тогда: «Художник и Философ, встретившись завтра,
одинаково спросят друг друга: „Куда мы идем? Какие ослепительные горизонты нам
светят? Как измерить глубину бездны, развернувшейся под ногами?" И оба
согласятся, что пути их отныне — вместе. Отныне Художник не может не сознавать,
какая провиденциальная тайна заключена в его творчестве; в творческом служении
он подчиняется велениям не им созданного долга; он не может не знать, каково
обоснование этого творчества в теоретической философии; теоретическая философия
через метафизику все более и более переходит в теорию творчества; искомая нашей
эпохой теория творчества была бы в сущности теории символизма.
Художник и Философ, встретившись в поступательном пути своего развития, уже
завтра не разойдутся вовсе; оба знают, что им не идти обратно. Куда возвратятся
они?
77
Арт-терапия
В мир эмпирической действительности? Но такого мира не существует ныне;
существуют многие методы знания, выводящие мир из неделимых частиц, сил, ионов
и т. д. Но все эти частицы, силы, ионы с необходимостью предстают нам как
продукт ценности. А в чем ценность? Она не в субъекте, и она не в объекте; она
— в жизненном творчестве. Но вместе с тем нам открывается, что единая
символическая жизнь (мир ценного) не разгадана вовсе, являясь нам во всей
простоте, прелести и многообразии, будучи альфой и омегой всякой теории; она —
символ некой тайны; приближение к этой тайне есть все возрастающее, кипящее
творческое стремление, которое несет нас, как бы восставших из пепла фениксов,
над космической пылью пространств и времен; все теории обрываются под ногами;
вся действительность пролетает, как сон; и только в творчестве остается
реальность, ценность и смысл жизни» [32, с. 38]
Вдохновившись пламенным определением смысла жизни, данным великим русским
символистом Андреем Белым, мы должны знать, что не только качество нашей жизни
как баланс радости и страдания, но и ее продолжительность зависит от того,
насколько наша активность носит творческий характер. Под творческим характером
активности мы будем понимать качество, совершенство, мастерство любого
выполняемого в жизни человека действия, а не только приложения его усилий в
сфере искусства (живопись, поэзия т. д.).
В Древнем Китае такое отношение к жизни называлось искусством Дао, о чем
прекрасно рассказано в древней притче устами императорского повара,
обращающегося к своему господину: «Я, Ваш слуга, ближе к искусству — Дао, чем к
простой ловкости — цзи... Когда я, Ваш слуга, стал впервые разделывать быков,
то видел лишь тушу, а через три года перестал замечать ее целиком. Те-
78
Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?
|
|