|
Сибилл Биркхойзер-Оэри
"Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
От издателя
В этой книге глубинный смысл сказочных образов раскрывается методами юнгианской
психологии. Автор сопоставляет бессознательные психические процессы с динамикой
мифологических и сказочных образов, проясняя многое из того, что прежде было
недоступно нашему сознанию. Темы сказок универсальны, а сказочный язык насыщен
символами, типичными для бессознательного, поэтому анализ сказок - это один из
подходов к работе с архетипическими идеями и персонажами коллективного
бессознательного.
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и широкого круга читателей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Далеко не всегда я охотно откликаюсь на просьбу написать предисловие к новой
книге. Этот случай — редкое исключение. Автор данного труда — моя покойная
подруга Сибилл Биркхойзер. Я уверена, что из этого текста люди могут почерпнуть
много ценных знаний.
К. Г. Юнг весьма кратко формулировал свои мысли и свои научные открытия,
поэтому часто бывает трудно понять, как они связаны с повседневными проблемами
людей, хотя Юнг писал именно об этих проблемах.
Работая над этой книгой, Сибилл Биркхойзер применяла свой "феминный подход",
основанный прежде всего на эмоциональном ощущении; с помощью этого подхода она
исследовала фигуру, образ и роль матери как в реальной жизни, так и в
человеческой психике. Эта книга, созданная на основе концепций Юнга, дает
многим женщинам ясное представление о феминных проблемах. Однако эти
архетипические связи важно знать и мужчинам, так как их проблемы, вызванные
материнским комплексом, тесно связаны с развитием и проявлением их творческих
способностей. Кроме того, как показано в последней главе, за многими духовными
созидательными и разрушительными феноменами стоит универсальный образ богини —
Великой Матери.
Книга Сибилл Биркхойзер — это не психологическое исследование европейского
фольклора. Автор сопоставляет бессознательные психические процессы с динамикой
мифологических и сказочных образов, проясняя многое из того, что до сих было
недоступно нашему сознанию. Этот материал имеет прямое отношение ко многим
психологическим проблемам, Сибилл Биркхойзер собирала его по крупицам в течение
многих лет, опираясь на собственный опыт, свой индивидуальный анализ и
клиническую практику юнгианского аналитика.
Эта книга написана, чтобы помочь людям, и я убеждена в том, что она достигает
этой цели. Для многих она станет источником света во мраке, полном опасностей и
ложных надежд, угрожающих образов "мира матерей".
Мария-Луиза фон Франц
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Архетип матери
3. Ужасная мать
4. Ревнивая мачеха
5. Превращения в животных
6. Огненная мать
7. Колдунья-тюремщица
8. Безразличная мать
9. Яд ужасной матери
10. Мать как судьба
11. Животворная Природа-Мать
12. Исцеляющая Природа-Мать
13. Самообновляющаяся мать
14. Трансформирующая мать
15. Великая Мать в наше время
1. ВВЕДЕНИЕ
Читать сказки можно по-разному: увлекаясь их сюжетами и образами, проводя
антропологическое исследование, в целях образования и т. д. Перед психологом
встает вопрос: что можно узнать из сказки о человеческой психике? Психологи
полагают, что в сказочных образах и сюжетах есть скрытый, глубинный смысл,
который далеко не очевиден на первый взгляд. В этой книге он раскрывается
методами юнгианской психологии.
При изучении сказок прежде всего следует составить представление о людях, в
воображении которых возникли эти сказки. В подавляющем большинстве они были
близки к природе. Сказочные истории не сочиняли, задавшись определенным
намерением; напротив, они создавались спонтанно и постепенно приобретали
современную фор-му благодаря многочисленным пересказам, поэтому их темы
универсальны, а сказочный язык насыщен символическими образами, типичными для
бессознательного.
Но если сказки рождаются в глубоких слоях бессознательного и затрагивают общие
душевные струны, это во-зсе не значит, что их просто понять. Они не так-то
легко зыдают свои тайны, причем по вполне понятной причине. Люди из далекого
|
|