Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Барбара Болл - Интеграция научных исследований, теории и практики арт-терапии
 [Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-
 
Барбара Болл
Интеграция научных исследований, теории и практики арт-терапии

С чем связано лечебное воздействие арт-терапии? 
Описывая психотерапевтический потенциал изобразительной деятельности, 
протекающей на фоне взаимоотношений пациента и специалиста, арт-терапевт 
нередко заимствует теоретические представления других дисциплин, таких как 
история искусств, художественное образование, психология или психоанализ. Тем 
не менее, до сих пор неясно, позволяют ли эти представления отразить то, что 
происходит в арт-терапевтическом процессе. Очевидно, что существует 
необходимость в лучшем понимании взаимодействия между пациентом и 
арт-терапевтом, основанном на системных наблюдениях за арт-терапевтическим 
процессом.
В данной статье отражены результаты качественных исследований, основанных на 
наблюдениях за действиями участников арт-терапевтических сессий. С целью 
демонстрации используемого автором метода исследований описываются некоторые 
моменты индивидуальной арт-терапевтической работы с ребенком. Автор статьи, 
выступающая в роли исследователя (наблюдателя), проводит детальный анализ и 
интерпретацию коммуникативных процессов, протекающих между арт-терапевтом, 
пациенткой и ее изобретательной продукцией. Обсуждаются гипотезы, позволяющие 
объяснить механизмы лечебного действия арт-терапии. Автор полагает, что 
качественные научные исследованияарт-терапии являются вполне надежными, и 
указывает на то, что деталезированные описания и анализ помогают определить 
наиболее эффективные интервенции и моменты арт-терапевтического процесса, а 
также применить разные психотерапевтические стратегии. Она убеждена в том, 
системные исследования в арт-терапии могут способствовать развитию системы 
арт-террапевтического образования и практики, а также разработке научной теории,
 учитывающей реалии арт-терапевтической практики. 
Что является психотерапевтической акцией в арт-терапии? Мне бы хотелось в 
качестве ответа на этот вопрос привести описание двух коротких фрагментов 
арт-терапевтического процесса. 
Сцена первая: “Вы начальница и вы меня не слышите” (наблюдение № 3)
Дверь арт-терапевтического кабинета открывается. Шейла - семилетняя девочка 
афро-американского происхождения - входит в него, следуя за арт-терапевтом по 
имени Энн. Шейла с минуту пребывает в нерешительности, но затем направляется к 
большому столу.
Энн садиться на стул с зеленой обивкой рядом со столом, а я при этом наблюдаю 
за всем происходящим, располагаясь в углу кабинета.
Шейла: “Я хочу сегодня резать бумагу.” В голосе Шейлы звучит решительность. В 
этот же момент она берет со стола большие ножницы и показывает, будто что-то 
режет. Тем самым она демонстрирует Энн и мне то, что ей хочется делать. Она 
размахивает ножницами, которые выглядят в ее руках очень крупными и угрожающими.

Шейла: “Резать, я люблю резать.”
Энн: “Что ты хочешь резать? Бумагу?”
Энн встает для того, чтобы взять бумагу из стопки, расположенной у окна. Она 
берет довольно много листов,но протягивает Шейле всего лишь один лист. 
Остальную бумагу она кладет себе на колени. 
Шейла разрезает бумагу на четырехугольники, которые, в свою очередь, разрезает 
на более мелкие фрагменты. В комнате царит тишина. Вскоре стол оказывается 
усеян кусочками бумаги. Шейла поворачивается к Энн.
Шейла: “Мне нужна еще бумага.”
Энн продолжает держать бумагу на своих коленях.
Энн: “Что ты хочешь делать с той бумагой, которую ты разрезала? Та ее 
собираешься как -то использовать?”
Шейла (обращаясь к Энн): “Мне нужна еще бумага.” 
В ее голосе звучит раздражение.
Энн: “Используй сначала ту бумагу, которую ты нарезала.”
Шейла: “Вы начальница, а я - гений.” В ее голосе звучит еще больше злости.
Энн: “Я начальница?”
Шейла: “Вы начальница и вы меня не слышите.”
В течение оставшегося времени сессии Шейла ведет себя по отношению к Энн как 
своенравная начальница, а Энн как ее секретарша, которая безропотно выполняет 
ее приказы и записывает то, что она диктует. Шейла часто строго отчитывает 
арт-терапевта.
Сцена вторая: “Раньше я не могла это сделать, но сегодня это у меня полу-чается,
 потому что вы мне помогаете” (спустя два месяца, наблюдение № 10)
Шейла начинает сессию.
Шейла: “Я хочу сегодня шить. Я хочу делать стежки.”
Она достает из ящика ножницы и нитки. Энн достает фланель разных цветов. Шейла 
выбирает розовый цвет. Она поудобнее устраивается на большом белом стуле, так, 
что колени достают до ее подбородка.
Шейла : “Вы можете мне помочь?”
Энн: “Тебе нужно делать так - вверх и вниз, вверх и вниз...” 
Она показывает Шейле как нужно делать стежки.
Шейла: “Я как бабушка.”
Энн: “Как бабушка?”
Шейла: ”Обычно у меня не получалось шить, но сейчас получается, потому что вы 
мне сказали как это делать - вверх и вниз”.
Шейла улыбается и поет, игла движется в одном ритме с музыкой. 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 7
 <<-