|
Первоначально, отреагирование девочкой своих переживаний в процессе работы с
материалами и взаимодействиями с арт-терапевтом отражают ее базисную
потребность в невербальной передаче своего психического опыта. Арт-терапевты
нередко рассматривают подобную деятельность в качестве “предпосылки”
изобразительного творчества (Kramer 1971). Пытаясь теоретически обосновать
механизмы арт-терапии, они обращают явно недостаточное внимание на изучение
того, что именно происходит на начальных этапах лечения. Проведенные мной
исследования убеждают меня в значимости экспрессивных акций, связанных с
работой с изобразительными материалами, что позволяет ребенку выражать свои
потребности и внутрипсихические конфликты задолго до того, как в его
изобразительной продукции появляются образы и символы. Поэтому арт-терапевт
должен помочь ребенку удовлетворить свои потребности в невербальной экспрессии,
участвуя в его играх, изобразительной работе и иных видах деятельности.
Взаимоотношения с арт-терапевтом и изобразительная деятельность помогают
регулировать интенсивность переживания ребенком травматичного опыта. На
значимость совместной деятельности и игр с детьми, перенесшими психические
травмы, указывают и многие игровые психотерапевты и иные специалисты,
занимающиеся детской психотерапией (Slade 1994, Drucker 1979). Изобразительная
деятельность предполагает саморефлексию и символизацию переживаний, что ведет к
формированию большей психической автономности и самодостаточности. Однако, до
того как они будут сформированы, попытки побудить ребенка к исследованию своего
травматичного опыта через изобразительную деятельность могут восприниматься им
как стремление арт-терапевта от него дистанцироваться и вызвать ощущение
тревоги и покинутости. Это требует от арт-терапевта чувствительности к
экспрессивным потребностям пациентов, а также гибкости и способности к
различным формам взаимодействия с ребенком.
Интерпретациям арт-терапевта принадлежит вторичная роль. В описанном случае
большинство интервенций арт-терапевта были направлены на создание формы и ее
структурирование, а не на исследование содержания переживаний ребенка.
Действительно, организация и интеграция изобразительного процесса
представляется черезвычайно важной, поскольку предоставляет ребенку новые
возможности для отреагирования и рефлексии своего опыта. художественная форма
создает надежные границы, в пределах которых этот опыт может найти свое
воплощение и сохраняться определенное время. Мои исследования убеждают меня в
том, что арт-терапевты действительно “работают посредством изобразительной
деятельности”. Вербальной же коммуникации принадлежит вторичная роль. В
приведенном случае девочка начала рассказывать о себе совершенно спонтанно,
после того, как ей удалось выразить свои переживания в символической форме. При
этом можно было видеть то, что она использует разные формы символической
экспрессии, взаимно дополняющие друг друга.
Хотя изобразительная деятельность являлась основным видом деятельности в ходе
всех арт-терапевтических сессий, наиболее динамичными и продуктивными были те
из них, в ходе которых ребенок был вовлечен во взаимодействие с арт-терапевтом
и своим “я”. В эти моменты интернализированные образы “я” и внешних объектов
могли найти внешнее воплощение и стать зримыми, а также быть дистанцированы и
подвергнуты ревизии. Вместо того, чтобы фокусировать внимание лишь на
изобразительной деятельности пациента, арт-терапевтам необходимо активизировать
изучение процесса художественного творчества в тесной связи с взаимоотношениями
пациента со специалистом и самим собой.
Взято из книги: Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер,
2001. – С. 31 – 53.
??
??
??
??
www.psy-trening.com
|
|