|
Та наша часть, у которой лучше всего получается творить, совсем не
безотказный автомат, управляемый силой воли и дополнительным движком гордости,
на всякий случай. Дело не в том, чтобы упрямо принуждать себя к режиму. Вы
знаете, о чем я говорю: подниматься на рассвете с армейской точностью, отдавать
честь письменному столу, мольберту, гончарному кругу…
Нет, продолжительная творческая жизнь требует от художника большего, чем
дисциплина, – она требует энтузиазма. А это не эмоциональное состояние и не
настроение. Это духовная самоотдача и вместе с тем радостное подчинение
творческому процессу; а также признание того факта, что творчество повсюду
вокруг нас.
Энтузиазм (в буквальном переводе с греческого «наполненный богом») –
неиссякаемый источник энергии, который заряжается от потока самой жизни.
Энтузиазм вызывает игра, а не труд. Ничем не похожий на вымуштрованного солдата,
наш художник – это живущий внутри нас ребёнок, наш товарищ по забавам. И, как
всегда бывает в таких случаях, именно обоюдное удовольствие, а не обязанность
делает возможной долгую дружбу.
Да, может быть, и так, что мы встанем на рассвете, чтобы поприветствовать
печатную машинку или мольберт в утренней тиши. Но у этого события будет больше
общего с детской любовью к тайным приключениям, чем с железной дисциплиной. То,
что может другим показаться дисциплиной, вообще-то лишь договор с нашим
творческим ребёнком – встретиться и поиграть: «Завтра в шесть утра я тебя жду.
Порезвимся вместе у этого сценария, картины, скульптуры…».
Нашего творческого ребёнка проще всего уговорить потрудиться, представляя
ему работу как игру. Рисовать – это так прикольно. Шестьдесят остро заточенных
карандашей – это так весело. Порой писатели отказываются от уютного
дружественного клацанья компьютера ради печатной машинки, которая стучит, как
копыта пони. Многие приходят к заключению: чтобы работа шла успешно, рабочее
место должно быть в первую очередь местом для игры.
Рисунки динозавров, мелкие игрушки, миниатюрные гирлянды, чудища из
папье-маше, висящие кристаллы, букет цветов, аквариум…
Сколько бы ни привлекал нас образ монашеской кельи как мастерской истинного
художника, где каждая вещь знает свое место, практика оказывается куда более
беспорядочной. В пустой и безликой комнате детей охватила бы смертная тоска.
Наш творческий ребёнок – не исключение.
Помните, что искусство – процесс, который должен доставлять удовольствие. А
выражение «путешествие – всегда только прибытие» можно понимать так: наша
творческая работа – это и есть само творчество, игра на поле времени. В самом
сердце этой игры – тайна веселья.
ТВОРЧЕСКИЕ РАЗВОРОТЫ
Для возрождения после пережитого творческого тупика, как и для
восстановления после всякой тяжелой болезни или травмы, требуется, чтобы
здоровье стало для нас главным. В какой-то момент нам придется отказаться от
радостей и привилегий, которые мы получаем как эмоционально неуравновешенные
люди с большими проблемами. Плодовитый художник часто бывает счастливым
человеком. Этот факт может отпугнуть тех, кто привык добиваться своего, играя
на своих несчастьях.
«Я бы с удовольствием, но видишь ли, какое дело… Меня просто одолевает
страх…» Таким путем несложно привлечь к себе общее внимание. Будучи художниками
с комплексами и кризисами, мы встречаем больше сочувствия, чем когда бываем
благополучны и плодовиты. А у тех из нас, кто пристрастился к сочувствию вместо
творчества, страх станет нарастать по мере роста продуктивности. Многие
возрождающиеся художники чувствуют в этом такую угрозу, что разворачиваются на
сто восемьдесят градусов и вредят сами себе.
Обычно мы совершаем подобное харакири либо накануне первой творческой победы,
либо сразу после нее. Ослепительный свет успеха (стихотворение, приглашение на
роль, удачная песня, рассказ, фильм и т.п.) может напугать возрождающегося
художника настолько, что он бегом устремится обратно в укрытие. Нам гораздо
комфортнее быть жертвами творческого застоя, чем активными и полноценными
созидателями.
Творческий разворот совершается на гребне неожиданно накатившей волны
безразличия. Вдруг, по поводу собственного нового произведения или брезжащей
идеи, мы замечаем: «Да кому это нужно? Это все ученичество. Остальные меня
давно перегнали…».
Да, перегнали и так и останутся впереди, если мы перестанем работать.
Главное, что мы уже преодолели множество световых лет с того времени, как были
в творческом тупике. Теперь мы в пути, а он нас пугает. Мы начинаем глазеть по
сторонам или сбиваться с дороги после первых ухабов.
* Сценарист встречается с агентом – тот готов заняться его сценарием после
небольшой доработки. Но сценарист отказывается от сотрудничества.
* Актеру предлагают помещение для репетиций новой роли. Позанимавшись один раз,
он решает, что его приняли недостаточно тепло, значит, необходимо ещё
поработать. И прекращает репетиции.
* Актера просят подобрать снимки кинопроб и перезвонить престижному агенту. Он
не делает ни того ни другого.
* Актрисе-продюсеру выделяют студию для работы над её проектом. Она находит в
предложении какой-то изъян и откладывает дело в долгий ящик.
* Художника впервые приглашают на групповую выставку, но он ссорится с
владельцем галереи.
* Поэт читает стихи на вечере в своем квартале, вызывая восторг публики. Вместо
того чтобы и далее совершенствовать мастерство на такой аудитории, он решает
|
|