|
и акушером, и свидетелем при этих родах.
Творчество – это опыт; на мой взгляд, опыт духовный. И неважно, что вы
думаете, – творчество ведет к духовности или наоборот. По сути я не вижу здесь
разницы. Перед лицом такого опыта вопрос о вере полностью отпадает за
ненадобностью. Когда Карла Юнга в преклонном возрасте спросили о вере, он
ответил: «Я не верю, я знаю».
Изложенные ниже духовные принципы – фундамент, на котором строится
творческое возрождение и развитие. Перечитывайте их каждый день и заострите ваш
внутренний слух, чтобы распознать любые сдвиги в своем отношении к жизни и в
верованиях.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Творчество – естественный порядок жизни. Жизнь – это энергия, чистая
творческая энергия.
2. Существует невидимая, неиссякаемая творческая сила, которая служит основой
жизни, пронизывает и вдохновляет всех и вся, включая нас.
3. Когда мы открываем себя творчеству, мы открываем себя творчеству творца
внутри нас самих и в нашей жизни.
4. Мы и сами представляем собой творения и должны в свою очередь продолжать
созидание посредством собственного творчества.
5. Творчество – это Божий дар. Использование его есть наш ответный дар Богу.
6. Отказ творить – своеволие, противоречащее нашей истинной природе.
7. Когда мы раскрываемся для исследования нашего творческого начала, мы
раскрываемся и для Бога – Благой Направляющей Силы.
8. Как только мы откроем Создателю свои творческие каналы, нас ожидают плавные,
но существенные перемены.
9. Нет опасности в том, чтобы открываться для творчества.
10. Наши творческие мечты и желания зарождаются из священного источника. Идя им
навстречу, мы приближаемся к священному в самих себе.
КАК С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ КНИГИ ДОСТИЧЬ ТВОРЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Этой книгой можно пользоваться по-разному. Прежде всего я советую подходить
к ней творчески. Вам предложено что-то вроде дорожной карты с подробными
указателями. Одни мои ученики прорабатывали эту книгу самостоятельно, другие
организовывали кружки, чтобы проходить её сообща. Какой бы способ вы ни избрали,
«Путь художника» поможет и вам.
Прежде всего книгу неплохо было бы пролистать, чтобы составить представление
«о местности». (Читать книгу – совсем не то же самое, что работать с ней.)
Каждая глава содержит статьи, упражнения, задания и еженедельный тест. Пусть
вас не пугает объем работы, которую придется выполнить. Основная её часть всего
лишь игра, и все задания, как правило, займут у вас не больше часа в день.
Когда я преподаю этот курс, то предлагаю ученикам составить расписание на
неделю. Например, если вы ходите на работу с понедельника по пятницу, начните
читать очередную главу уже в воскресенье. Прочитав текст, сделайте письменные
упражнения. Без них никак не обойтись. Утренние страницы и творческие свидания
тоже необходимы. (Подробнее о них в следующей главе.) Скорее всего, у вас не
хватит времени на каждое задание. Постарайтесь осилить примерно половину. Не
забывайте, что вторая половина ждет, пока у вас выдастся свободное время.
Руководствуйтесь следующими принципами: остановите свой выбор на тех заданиях,
что кажутся вам наиболее привлекательными, а также на тех, к которым больше
всего не лежит душа. Отложите на потом те, что оставили вас равнодушными. И не
забывайте: часто мы противимся больше всего тому, что нам больше всего нужно.
В целом выделите не меньше семи-восьми часов в неделю, по часу в день или
чуть больше, если получится.
Исправное исполнение этого обещания и следование методикам могут повлечь за
собой грандиозные результаты всего через двенадцать недель курса. А если
продолжать использовать те же рекомендации и дальше, они в силах изменить всю
траекторию вашей жизни.
Работая с книгой, помните, что путь художника пролегает по спирали. Вы
будете снова и снова сталкиваться с одними и теми же вопросами, всякий раз на
новом уровне. Покончить с творческой жизнью невозможно. Успехи и провалы могут
поджидать нас на любой высоте. Наша цель – разыскать верную тропку, найти
твердую опору и начать карабкаться вверх. Творческие дали, которые откроются
перед вами, очень скоро вселят в вас энтузиазм.
ЧЕГО ЖДАТЬ
Многие из нас хотели бы быть более творческими личностями. И многие в душе
считают себя именно такими, просто не знают, как реализоваться. Наши мечты
ускользают от нас, жизни кажутся какими-то тусклыми. Часто мы вынашиваем ценные
идеи, но осуществить их не способны. Иногда у нас есть устремления, которым
очень хочется следовать, – научиться играть на фортепьяно, рисовать, брать
уроки актерского мастерства или писать. Иногда желания более расплывчаты. Мы
тянемся к чему-то, что можно назвать творческой жизнью, распространяя это
понятие на работу, отношения с детьми, супругами, друзьями.
И пусть средств для мгновенного и безболезненного превращения в творческую
личность не существует, творческое возрождение (или развитие) – уловимый глазом
духовный процесс, которому можно учиться. Каждый из нас – сложная и не похожая
на других индивидуальность, и все же в этом процессе есть распознаваемый общий
знаменатель.
В первые недели работы я обычно замечаю некое легкомыслие и пренебрежение со
стороны слушателей. Затем, примерно к середине курса, вспыхивает буря
негодования. Её сменяет печаль, затем, по очереди, сопротивление и надежда. Эта
стадия роста, состоящая из спадов и подъемов, становится периодом «родовых
|
|