|
Рудольф Штайнер. Антропософия и Xристианство
Лекция была прочитана в г.Норчепинг, 13 июля 1914 г.
Печатается по изданию "Антропософия и человеческая душа",
Москва,"Антропософия",1999
Прежде всего прошу вас извинить меня за то, что я не имею возможности говорить
с вами сегодня на языке вашей страны. Но мои друзья, члены нашего
антропософского общества, среди которых в эти дни я смогу прочитать лекции по
антропософии, высказали мнение, что в этом городе я могу говорить о духовной
науке на немецком языке. Тему, которой посвящается сегодняшний вечер, тоже
предложили наши уважаемые члены, живущие в этом городе. Я буду говорить об
отношении духовной науки или, если использовать другое название духовной науки,
об отношении антропософии к христианству. При этом, конечно, необходимо
предварительно сказать несколько слов о сути и значении духовной науки, о точке
зрения, исходя из которой, я должен буду говорить.
Духовная наука, подразумеваемая здесь не стремится к основанию какой либо
новой религии, новой религиозной секты или чего-то подобного. Духовная наука
хочет и надеется взять на себя то, что в духовном отношении возложено на нашу
современную культуру.
Три, четыре или пять столетий тому назад, когда на заре своего развития
естественная наука вступила в культурную жизнь человечества, в ряде областей
был достигнут определенный прогресс. Если же мы хотим добиться прогресса в
какой-либо актуальной для нас области человеческой культуры в наше время, то мы
должны сказать: То, чем стала для человечества, для жизни эта естественная
наука в познании внешней природы, благодаря познанию законов внешней природы,
тем же хотела бы стать духовная наука посредством познания законов нашей
душевной и духовной жизни и благодаря применению этих законов в этической и
социальной жизни, в самых разных областях культуры;она хотела бы быть столь же
важной для нашей современности и для ближайшего будущего. И хотя многие будут
отрицать эту духовную науку, - а это неизбежное и вполне понятное явление, -
она, рассматривая судьбу естествознания на восходе новой жизни духа, черпает из
этого рассмотрения веру в своей истинности и действенность для культуры
человечества.Так же и естествознание противостояло столетним, тысячелетним
предрассудкам; но истина имеет также силы, которые, используя подходящие
способы, всегда позволяют ей побеждать все противостоящие силы.
Итак, после того как сказано несколько слов об этой вере духоиспытателя в
истину и в эффективность своей работы, сразу же следует остановиться на сути,
на способе исследования, лежащего в основе духовной науки.
Поистине духовнонаучный образ мыслей всецело соответствует по духу
естественно-научному образу мыслей. Но так как эта духовная наука касается
совсем другой области исследования, нежели естествознание, - т.е. не той
области, которую можно воспринимать с помощью обычных органов чувств, то есть
области внешней природы, - а области духа, то должно быть очевидно, что как раз
естественно-научный способ мышления там, где речь идет об исследовании области
духовного, должен существенно видоизмениться, должен стать иным, нежели в сфере
естествознания. Метод, способ исследования духовной науки всецело соответствует
духу естествознания, так что всякий естественно-научно образованный человек,
воспринимающий без предубеждения сегодняшнее естествознание, может поставить
себя на почву этой духовной науки; но все же необходимо сказать, что до тех пор,
пока естественно-научные методы воспринимаются односторонне, как это сегодня
происходит, против использования естественно-научного образа мыслей в духовной
жизни может возникать одно предубеждение за другим. Ведь естественно-научное
мышление, естественно-научная логика применяется здесь к тому, что человеку
ближе всего, хотя эта область труднее всего поддается исследованию; этот способ
мышления применяется к самому существу человека. И человек должен исследовать в
духовной науке самого себя, прибегая к единственному инструменту, имеющемуся в
его распоряжении для такого исследования, а именно - к себе самому. Духовная
наука исходит из того, что человек, становясь инструментом для исследования
духовного мира, должен пережить метаморфозу в себе самом и проделать с собой
нечто, дающее ему возможность заглядывать в духовный мир, чего в повседневной
жизни он, конечно, не делает.
Позвольте мне исходить из сравнения, из естественно-научного сравнения, не для
того, чтобы что-либо доказать, но чтобы просто показать, как духовнонаучный
образ мышления целиком стоит на почве естественно-научного. Например, в природе
мы встречаем воду. Рассматривая воду как внешний объект, мы видим сначала ее
свойства. Но приходит химик со своими методами разлагает воду на водород и
кислород.Так что же делает этот естествоиспытатель с водой? Как известно, вода
не горит. Химик извлекает из воды водород - газ, который способен гореть. Путем
простого наблюдения невозможно определить, что вода состоит из водорода и
кислорода, которые имеет совсем другие свойства, нежели вода.
Так же и человек, встречая в жизни другого человека, - это как раз показывает
духовная наука, - не может знать, каков внутренний мир этого человека*. И как
химик-естествоиспытатель способен разложить воду на водород и кислород, так же
и духоиспытатель, используя внутренний процесс, происходящий в глубине души,
может различить в том, что предстает ему внешне как человек, внешне-телесные и
духовно-душевные свойства. Прежде всего он заитересован в исследовании, с точки
|
|