|
зрения духовной науки, духовно-душевного отдельно от телесного. Нельзя познать
истинную реальность духовно-душевного на основе внешне-телесного, как нельзя
познать природу водорода, если не извлечь его из воды.
Сегодня очень часто случается, что когда говоришь о подобных вещах, немедленно
поступают возражения: "Это ведь противоречит монизму, придерживаться которого
безусловно необходимо". Однако монизм не может помешать химику разлагать воду
на две части. Это не означает попытки опровергнуть монизм, если реально
происходит, то, что может произойти, - как, например, когда с помощью методов
духовного исследования духовно-душевное отделяется от физически-телесного.
Только это не те методы, какие применяются в лабораториях, физических кабинетах
и клиниках;они представляют из себя процессы, которые должны протекать в самой
душе. Это не какие-то чудеса, а только усиление тех способностей, которыми мы
уже обладаем в обычной жизни. Но человек должен бесконечно усилить их, если
хочет стать духовным исследователем. И так как я не хочу произносить лишь общие
слова, то сразу же приступаю к предметному рассмотрению.
Каждому известно то, что называют в человеческой душевной жизни способностью
вспоминать - памятью. Каждый, конечно, знает, сколь многое зависит от памяти.
Представьте себе, что мы пробудились утром, не имея ни малейшего понятия о том,
кто мы и откуда. Мы лишились бы тогда всей своей человеческой сущности. Наша
память обладет определенной внутренней цельностью, начиная с некоторого момента
нашего детства, и она есть необходимая составляющая нашей человеческой жизни.
Современные философы встают в тупик перед исследованиями памяти. Некоторые из
них даже отходят от материалистически-монистического воззрения на память,
обнаружив с помощью тщательного исследования, что хотя восприятия органов
чувств (если вообще возможно так рассматривать душевную деятельность), внешним
образом привязаны к телу, но нельзя сказать, что память вообще привязана к телу.
Я только обращаю на это внимание. Даже французский философ Бергсон указал на
этот духовный характер памяти, а он уж точно не имеет никакого желания вникать
в духовную науку.
Но как память, сила воспоминания проявляется в нашей жизни? Давно прошедшие
события входят в нашу душу в виде образов. Хотя сами события принадлежат
прошлому, душа таинственным образом извлекает их из глубин внутренней жизни. И
то, что поднимается из душевных глубин, можно сравнить с первоначальным
событием. В сравнении с образами, предлагаемыми нам восприятием органов чувств,
воспоминания бледны. Но они связаны с целостностью душевной жизни. И мы не
смогли бы ориентироваться в мире, если бы не имели памяти. В основе памяти
лежит способность воспоминания, и благодаря этой способности душа может
вызывать скрытое в глубинах памяти.Тут как раз и вступает в действие духовная
наука. Не память как таковая - я прошу вас вникнуть в то, что я хочу сказать, -
не память как таковая, но эта способность, поднимающая из глубин души духовное
содержание, может быть увеличена, бесконечно усилена, так что в душевной жизни
ее можно будет использовать не только для подъема из души пережитых событий, но
и совсем иного. В основе духовно-исследовательских методов лежат не внешние
методы, которые мы наблюдаем в лаборатории и то, что можно воспринимать
внешними органами чувств, а интенсивные душевные процессы, которые может
пережить каждый. Ценность этих интенсивных процессов в нашей жизни - в
безграничном усилении внимательности или, другими словами, концентрации
мысленной жизни.
Что же такое концентрация мысленной жизни?
Сегодня у меня есть всего час на то, чтобы изложить принципы того, о чем идет
речь. Более подробно об этом вы можете прочитать в моей книге "Как достигнуть
познания высших миров" и во второй части "Тайноведения "
, эти книги есть и в переводе. Об этом говорится так же в книге "Порог
духовного мира". Но останавливаясь на принципах, я хочу изложить первые
действия души, способствующие безграничному усилению того, что необходимо для
человеческой жизни, - усилению внимательности. Внимательность должна
безгранично усилиться, чтобы могло начаться духовное исследование.
Что обычно делает человек, вступая в соприкосновение с внешним миром? Он
воспринимает вещи; он перерабатывает эти вещи с помощью мышления, связанного с
головным мозгом. Затем он создает себе образ воспринятого. На этом, как правило,
его деятельность прекращается.Там, где останавливается повседневное мышление,
там начинаются методы духовной науки, основанные на концентрации мышления.
Желающий стать духовным исследователем должен перехватить нить душевной жизни
там, где она во внешней жизни обычно теряется.
Мы должны отдать предпочтение таким образам, которые мы сами выстраиваем в
деталях и можем затем обозревать в нашем сознании. Здесь особенно подходят
символические представления, которые нет нужды проверять на соответствие
внешнему миру. Такие образы, вытекающие из духоведческой практики либо
предложенные нам духовным исследователем, мы помещаем в центр всего сознания,
так, что в течение длительного времени мы отвлекаем внимание души от всего
внешнего и концентрируемся только на одном образе. В то время как обычно мы
переходим от одного мысленного образа к другому, в этом случае мы собираем все
силы своей души, концентрируем их на одном заранее выбранном образе и полностью
предаемся этому образу. Наблюдая человека за таким занятием, мы видим, что он,
по сути дела, совершает нечто, подобное сну (хотя фактически принципиально
отличное от сна). Ибо, чтобы такая концентрация стала плодотворной, человек
должен на самом деле стать по добным спящему.
Когда мы засыпаем, то в начале чувствуем, как спокаиваются в наших членах
волевые силы, как вокруг нас наступают некие сумерки и как стихает деятельность
чувств. Затем мы переходим в бессознательность.При концентрации, как во время
|
|