|
сна, мы должны полностью освободиться от всех впечатлений внешнего мира. Глаз
так же мало видит, как во сне; ухо так же мало слышит, как во сне, и так далее.
Но затем вся душевная жизнь собирается и концентрируется на одном образе - в
этом принципиальное отличие от сна. Это состояние можно было бы назвать
осознанным сном, сном в полном сознании. В то время как во сне в душевной жизни
расстилается тьма бессознательного, желающий стать духовным исследователем
живет усиленной душевной жизнью. Он напрягает все силы душевной жизни и
обращает их на один образ. Смысл не в том, что мы созерцаем этот образ; он
только дает нам повод собрать наши душевные силы, сплотить их. Смысл именно в
этом сплочении душевных сил. Ибо благодаря ему мы действительно постепенно
достигаем того - за подробностями я снова должен отослать вас к моим книгам, -
что вырываем душевно-духовное, находящееся в нас, из физически-телесного.
Охарактеризованное мной сейчас достигется не сразу. Большинству людей, даже
если их не отвлекает повседневная жизнь, нужна многолетняя практика такой
концентрации, ибо удержать ее можно только несколько минут, самое большее -
долю часа, но необходимо все снова и снова повторять ее, пока действительно не
удастся так укрепить силы, которые обычно лишь дремлют в повседневной жизни (но
все же присутствуют в ней), чтобы они обретали активность в наших душах и
освобождали духовно-душевное от физически-телесного.
Так как я не хотел бы говорить абстрактно, а хотел бы сообщить вам факты, то
следует сразу же сказать, что если духовному исследователю удается благодаря
энергии и терпению, благодаря самоотверженности в своих упражнениях
действительно получить плоды этих упражнений, то тогда он достигает переживания,
которое пока можно было бы назвать переживанием чисто внутреннего сознания.
Одним словом, с определенного момента времени наполняется смыслом высказывание,
которое до сих пор казалось бессмысленным: "Я знаю, что я вне своего тела;
переживая свой внутренний мир, постигая свое внутреннее, я существую вне своего
тела."
Я хочу подробнее рассказать вам об этом переживании. Сначала ощущают, что сила
мысли, которая обычно активна только в будничной жизни, действительно
отделяется от тела.Поначалу переживание неопределенно, но все же появляется оно
так, что если его испытали, то природу его можно распознать. При возвращении в
свое тело, погружаясь в физическую материю, в жизнь мозга, человек прежде всего
чувствует как этот мозг оказывает сопротивление. Мы знаем, что мозг является
инструментом повседневного мышления; но мы только что испытали себя снаружи его.
Постепенно приходят к осмыслению слов: "Ты переживаешь себя в
душевно-духовном". Переживают, как собственная голова до некоторой степени
облачена в одежды своих мыслей. Узнают, что означает иметь душевно-духовное
отдельно от внешней физически-телесной жизни. Сначала постигают сопротивление,
оказываемое телесной жизнью. Затем знакомятся с самостоятельной жизнью вне тела.
На самом деле это выглядит так, как если бы однажды водород воспринял себя вне
воды. То же происходит с человеком, если он проделывает такие упражнения. И
затем, если он настойчиво продолжает такие упражнения, наступает великий,
значительный момент, который заключает в себе отправную точку для настоящего
духовного исследования. Это момент, который глубоко потрясает и который
оказывает сильнейшее влияние на всю жизнь. Этот момент может проявляться
по-разному, но все же я хочу охарактеризовать его типичные черты.
Если упражняться в течение определенного времени, если обращаться с
собственной душой сообразно естественно-научному образу мыслей, то наступает
такой момент, - он может наступить либо в повседневной жизни, либо среди сна, -
что, пробуждаясь уже знаешь: ты видишь это не во сне, ты переживаешь новую
реальность.Можно пережить это таким образом, что, например, говоришь себе: "Что
происходит вокруг меня? Я оказываюсь в как бы отделяющемся от меня окружении,
как если бы мое тело разрушилось от подобного молнии натиска стихий, а я тем не
менее, в противовес этому сохранился." Человек учится осознанию того, что все
духовные исследователи во все времена называли образным выражением: достигать
врат смерти. При этом переживании человек познает в образной форме - не реально,
как это бывает после смерти, а именно в образной форме, - что он представляет
собой как душевно-духовный человек, когда он уже не использует свое тело в
качестве инструмента для восприятия мира, когда он живет только духовно-душевно.
Это потрясает, что ты со своей мыслительной силой оторвался от своего тела. И
точно так же и другие силы могут быть оторваны от тела, так что душевная жизнь
человека становится все богаче, все глубже.
Но одного этого упражнения, обозначенного как концентрация или бесконечное
усиление внимательности, недостаточно. С помощью этого упражнения достигается
следующее: с того момента, когда душа поднимается до переживания самой себя,
появляются образы, которые можно назвать реальными имагинациями. Возникают
картины, но такие, которые сильно отличаются от картин обычной памяти. Если в
картинах обычной памяти содержится только пережитое снаружи, то эти картины
поднимаются из сумеречных душевных глубин и не имеют ничего общего с тем, что
можно пережить во внешнем чувственном мире. Все возражения, что можно якобы
легко ошибиться и что поднимающееся тут из сумеречных душевных глубин могло
быть лишь реминисценцией памяти, все эти возражения несостоятельны. Ибо
духовный исследователь как раз учится действительно различать то, что может
вызывать память, и то, что в корне отлично от всего, находящегося в памяти.
Конечно, когда заходит речь об этом моменте вступления в духовный мир,
необходимо помнить следующее: для духовного исследования мало пригодны такие
личности, которые страдают галлюцинациями, видениями или подобными болезненными
душевными проявлениями и состояниями. Чем меньше человек склонен к тому, что
|
|