|
Достигаемое духовное созерцание подобно новому опыту, а чувственное созерцание
космоса подобно картине воспоминания. Достигнутое таким образом духовное
созерцание космоса отличается от имагинативного. В последнем возникают общие
образы эфирного свершения; в инспирации встают образы духовных существ,
действующих в этом эфирном свершении. Мы встречаем как космических существ то,
что в физически-чувственном мире познали как Солнце и Луну, как планеты и
неподвижные звезды. И наше собственное душевно-духовное переживание предстанет
включенным в круг действия этого мира космических существ. Лишь тогда
становится понятным физический организм человека, поскольку в его формах и его
жизни действует не только то, что обозревают чувства человека, но также
существа, творчески действующие в чувственном мире. Все, что таким образом
переживается при инспирации, остается совершенно закрытым для обычного сознания.
Человек осознал бы это только в том случае, если бы он пережил процесс своего
дыхания как процесс восприятия. Для обычного сознания это космическое
взаимодействие между человеком и миром остается скрытым. Философия Йоги
стремится к космологии путем преобразования процесса дыхания в процесс
восприятия. Этому не должен подражать современный человек Запада. В ходе
развития человечества он приобрел организацию, исключающую подобные упражнения
йоги. С их помощью он никак не мог бы освободиться от своего организма и при
этом удовлетворить требованию оставить незатронутым физический и эфирный
организмы. Такие упражнения отвечали бы прошлой эпохе развития, и то, что
достигалось ими, должно быть теперь достигаемо таким образом, как это было
описано выше для инспирированного познания. Благодаря этому в полном сознании
переживается то, что в прошлую эпоху должно было переживаться человечеством в
бодрственных снах.
Если философ - это младенец, обладающий полнотою сознания, то космолог должен
стать в полном сознании человеком прежних времен, тех времен, когда дух космоса
мог быть созерцаем с помощью природных способностей.
Благодаря описанным в предыдущий раз упражнениям воли человек в интуиции
целиком переносится в своем сознании в объективный мир космических духовных
существ. Он достигает такого состояния переживания, которое было свойственно
только прачеловечеству на Земле. Это прачеловечество было связано с внутренним
бытием космического окружения как с процессами собственного тела. Те процессы
были не столь бессознательны, как у человека нашего времени. Они отражались в
душе. Человек как бы в бодрственных образах сновидений душевно переживал свой
рост, свой обмен веществ. И то, что он таким образом переживал, делало его
способным в сновидении-чувстве воспринимать также и процессы его космического
окружения с их духовным внутренним бытием. Он обладал сновидческой интуицией,
от которой в настоящее время остался лишь отзвук в особо предрасположенных к
этому людях. Для сознания прачеловека окружающее было одновременно материально
и духовно. То, что тогда переживалось полусновидчески, было для прачеловека
религиозным откровением. Оно было для него прямым продолжением его остальной
человеческой жизни. Эти сноведчески познанные прачеловечеством переживания в
мире духа остаются совершенно неосознаваемыми современным человеком. Познающий
сверхчувственно в интуиции доводит их до полного сознания. Тем самым он
по-новому переносится в состояние прачеловечества, для которого мироосознание
еще давало религиозное содержание.
Как философ становится полностью осознавшим себя младенцем, космолог -
полностью осознавшим себя человеком средней эпохи человечества, так человек,
религиозно познающий в современном смысле, уподобляется прачеловеку, но
переживает в своей душе духовный мир не сновидчески, подобно прачеловеку, а в
полном сознании.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ И ВОЛИ
Относительно развития инспирированного познания было сказано, что основным
упражнением является удаление из сознания образов, возникших в сознании во
время медитации или как следствие процесса медитации. Но это упражнение
является только предварительным упражнением для другого. Благодаря указанному
удалению мы достигаем созерцания нашей собственной жизни, как это было
представлено в последнем докладе. Мы достигаем также созерцания духовного
космоса, поскольку он изживает себя в эфирном свершении. Мы получаем образ
эфирно живущего космоса, спроецированного в человеке. Мы видим, как все, что
можно отнести к наследственности, в непрерывном свершении переходит от
физического организма предков на физический организм потомков. Но мы видим
также, как для процессов эфирного организма непрерывно возникает новое
воздействие эфирного космоса. Это воздействие эфирного космоса противоречит
наследственности. Оно затрагивает только индивидуального человека. Для
воспитателя особенно важно вникнуть в эти вещи.
Для того, чтобы дальше развить сверхчувственное познание, необходимо
продолжать работать над удалением имагинативных образов. Тогда мы укрепляем
душевную энергию, необходимую для этого удаления. Ведь сначала мы достигаем
обозрения жизни лишь с момента рождения. И хотя мы имеем уже перед собой
|
|