|
Для укрепления волевой части души, которое необходимо при достижении
интуитивного познания, нужно сначала укрепить желание, изживающееся в обычной
человеческой жизни через физический организм. Это происходит путем указанных
упражнений. Когда это желание становится таким, что физический организм в своем
земном состоянии не может быть для него основой, тогда переживание волевой
части души переходит в духовный мир, и наступает интуитивное созерцание. В этом
созерцании духовно-вечная часть душевной жизни осознает себя самое. Духовное
сознание переживает содержание духовного мира, подобно тому как сознание,
живущее в теле, переживает это тело.
В попеременной деятельности созидания и разрушения человеческого организма,
как она проявляется в мыслящей, чувствующей и Болящей человеческой организации,
нужно видеть более или менее нормальную жизнь человека на Земле. Она бывает
иной в детстве, чем у взрослого. Понимание того, как действуют в детстве
разрушающие и созидающие силы, и какое влияние оказывают на них воспитание и
преподавание, есть задача истинной педагогики. Такая педагогика может
возникнуть только из коренящегося в сверхчувственном познания всей человеческой
природы в ее телесной, душевной и духовной сущности. Познание, ограничивающее
себя только тем, что достижимо путем естествознания, не может быть основой
истинной педагогики.
В больном человеке бывает нарушено по отношению ко всему организму или к
отдельным органам более или менее нормальное взаимоотношение созидающих и
разрушающих сил. Или перевешивает чрезмерно разросшееся созидание в
образованиях отдельных органов и процессов, или разрушение в умерщвляющих
образованиях. Разобрать, что именно здесь происходит, может только тот, кто
познает всю человеческую организацию в физическом, эфирном, астральном
организме и "Я"-существе. Только при таком познании могут быть найдены средства
лечения. Ибо в царствах внешнего мира имеются минеральные и растительные
существа, в которых при духовном познании можно найти силы, противодействующие
слишком сильно созидающим или разрушающим силам организма. Такое же
противодействие может быть найдено и в определенных отправлениях самого
организма, не возникающих и не развивающихся в состоянии здоровья. Истинное
медицинское познание, истинная терапия и патология могут быть основаны только
на таком знании человека, которое объемлет дух, душу и тело и воспринимает
результаты имагинации, инспирации и интуиции. В настоящее время требование
такой медицины еще не считается серьезным, поскольку люди стоят на позициях
чисто чувственной науки. А стоя на этих позициях, и не подозревают, что для
познания всей полноты человека необходимо знать гораздо больше, чем для
познания одного только человеческого тела. Действительно можно сказать, что
антропософия знает возражения своих противников и умеет отдавать им должное. Но
именно поэтому она знает также и то, как трудно ей убедить этих противников.
Волевая часть души сопереживает то, что происходит в чувствующей части. Для
обычной душевной жизни это переживание совершается бессознательно. Но в
глубинах человеческой организации оно протекает как совокупность явлений.
Производимая чувством и волей оценка земной человеческой деятельности
преобразуется здесь в стремление противопоставить впоследствии менее ценному
поступку более ценный. Так бессознательно переживается вся моральная
качественность человека; и из этого переживания образуется своего рода
душевно-духовное существо, вырастающее во время земной жизни в бессознательной
области человеческого существа. Оно являет собой то, что вытекает из земной
жизни как цель, которая должна быть достигнута, но которой в {шрифт
наклонный}данной{шрифт обычный} жизни человек не может достигнуть, так как
этого не позволяет физический и эфирный организм, получивший свою определенную
форму из прошлой жизни. От этого в человеке в виде указанного духовно-душевного
существа живет стремление образовать иной физический и эфирный организм, с
помощью которого в дальнейшем переживании мог бы быть преобразован моральный
итог данной земной жизни.
Образование этого нового физического и эфирного организма может быть
осуществлено только в том случае, если человек пронесет сквозь врата смерти
указанное выше духовно-душевное существо.
Непосредственно после смерти душевно-духовный человек сохраняет на короткое
время свой эфирный организм. Здесь в сознании встает только намек на
бессознательно образовавшееся во время земной жизни моральное душевно-духовное
существо. Ибо здесь человек погружен всецело в созерцание эфирного космоса.
Хотя в последующем, более длительном состоянии переживания (я назвал его в
своей "Теософии" "миром душ") имеется ясное сознание этого морального существа,
но нет еще силы, чтобы начать деятельность созидания духовного зародыша для
следующего земного человеческого организма. В человеке вследствие приобретенных
в протекшей земной жизни моральных качеств еще сохраняется тенденция обращать
свой взор к этой последней. Через некоторое время человек может перейти к
такому состоянию переживания, в котором этой тенденции уже нет. (Эту область,
которую человек тогда переживает, я обозначил в моей "Теософии" как область
духа в ссбственном смысле). С точки зрения сверхчувственного содержания мысли,
которого человек достигает в космическом сознании - после смерти - можно
сказать, в течение некоторого времени после смерти человек живет, еще
обращенный к Земле, проникаясь духовными силами, которые находят свое
|
|