Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер - Космология, религия и философия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-
 
 Тем самым душа встает перед своей собственной вечной сущностью. В обычном 
сознании дело обстоит так, что когда душа хочет стать активной в мышлении, она 
может сделать это, только овладев физическим организмом. Она погружается в 
физический организм, и он отражает ей в виде представлений то, что она 
переживает своим эфирным организмом. Но она не переживает его самого в его 
деятельности. Этот эфирный организм переживается затем в имагинативном сознании.
 Но для этого душа должна прежде углубиться в переживании своего теперь уже 
астрального организма. Пока душа пребывает только в имагинации, она живет в 
астральном организме бессознательно и созерцает лишь эфирный и физический 
организм. Но как только душа достигает инспирированного познания, она созерцает 
также и астральный организм. Ибо тогда душа живет в вечном ядре своего существа.
 Увидеть его душа может благодаря переходу к интуитивному познанию. При помощи 
интуитивного познания она живет в духовном мире, подобно тому как в обычном 
бытии она живет в своем физическом организме.

 Таким образом, душа познает, как физический, эфирный и астральный организм 
вырабатывается из духовного мира. Но она может наблюдать и продолжающееся 
воздействие духовного на организацию земного существа "человека". Она видит, 
как духовное ядро человеческого существа погружается в физический, эфирный и 
астральный организм. Это погружение не есть внедрение духовного в физическое, 
при котором первое живет в последнем - нет, это превращение части человеческой 
души в физическую и эфирную организацию. Эта часть человеческой души "исчезает" 
во время земной жизни, превратившись в физический и эфирный организм. Это та 
часть души, отблеск которой переживается в обычном сознании мышлением. Но душа 
всплывает с другой стороны. Это происходит с той ее частью, которая в земной 
жизни переживается в воле. Воле свойственен иной характер, чем мышлению. В воле 
человек и в обычной бодрственной жизни несет в себе спящую часть. Помысленное 
явственно стоит перед душой. В мысли человек поистине вполне пробужден. В воле 
это не так. Воля побуждается мыслью. Бодрственное сознание доходит до той точки,
 до которой доходит мысль. Но далее волевой акт погружается в человеческий 
организм. Когда я по своей воле двигаю рукой, то в обычном сознании я имею как 
начало побудительную мысль. А в созерцании поднятой руки со всеми 
сопровождающими душевными переживаниями чувства я имею конец волевого действия. 
Середина остается бессознательной. И то, что происходит в глубинах организма, 
когда в человеке действует воля, это ускользает от обычного сознания, как 
ускользают переживания сна. Человек и в бодрствовании всегда имеет в себе 
спящую часть.

 В этой части во время земного бытия продолжает жить из душевно-духовного то, 
что не превращается в физический организм. Человек видит эти соотношения, когда 
благодаря указанным в прошлых докладах упражнениям воли достигается истинная 
интуиция. Тогда за волей познается вечная часть человеческой души. Эта часть 
преобразуется в организацию головы; она исчезает в ее форме и жизни на время 
земного бытия, и снова всплывает с другой стороны, чтобы пройти через смерть и 
опять созреть для участия в работе над будущим земным телом и земной жизнью. 
Так мы подходим в своих-рассмотрениях к явлению смерти в человеческой жизни; 
это явление будет описано в следующем докладе. Ведь те воззрения, которые я 
описал сегодня, приводят только к продолжающейся жизни воли и к познанию части 
души, превратившейся из прошлого в организацию человеческой головы. Но мы еще 
не приходим к судьбе "Я"-сознания. Она может рассматриваться только в связи с 
проблемой Христа. Поэтому соответствующее рассмотрение снова приведет нас к 
созерцанию тайны христианства.

 Обычная философия идей протекает в мыслях; но в этих мыслях нет жизни, нет 
субстанции. Мы приходим к субстанции, когда в имагинации отпадает физический 
организм. До этого мысли философии могут быть только отражениями, как было 
описано выше. И строя такую философию, мы, вживаясь в них непредвзято, 
неизбежно чувствуем их нереальность. Тогда мы в предчувствии ощущаем отмеченный 
выше момент, когда совершенно исчезает вспоминаемое мышление. Августин и Декарт 
ощущали это, но истолковывали неудовлетворительно, как "сомнение". Философия 
оживет, когда в душе всплывет единство жизни как субстанция. Это ощутил Бергсон 
и выразил в своей mice "длительности", но он не сдвинулся с этой точки. Дальше 
будет сказано, как, исходя из этих отношений, обстоит дело с космологией и 
познанием религии.

 СУДЬБА "Я"-СОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ХРИСТА

 В земном бытии душевная жизнь протекает в явлениях мышления, чувства и воли. В 
мышлении предстает отражение того, что переживают астральный организм и 
"Я"-существо в физически-чувственном мире. Другое переживание этих высших 
членов человеческого существа развивается во время сна. Но это переживание 
остается в земном бытии неосознанным. Душа в своем внутреннем тогда слишком 
слаба для того, чтобы поставить перед своим сознанием свое собственное 
содержание. Для созерцающего сознания это содержание предстает как чисто 
душевно-духовное.

 С пробуждением человека астральный организм и "Я"-существо вступают в 
физический организм. При помощи мышления человек переживает восприятия чувств в 
эфирном организме. Но в этом переживании действует не окружающий человека мир, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-