|
Параллельно с этим проходят другие переживания. Душа переживает в этой сфере
своего сонного бытия свое родство со всеми человеческими душами, к которым она
когда-либо имела отношение в земной жизни. В интуитивном постижении то, что
стоит здесь перед душой, приводит к уверенности в повторяемости земной жизни,
ибо эти земные жизни открываются в родстве с другими душами. Душевным
переживанием становится также связь с другими духовными существами, живущими в
мире, никогда не воплощаясь в человеческом теле.
В этой стадии сна наступает также переживание того, что означают добрые или
дурные наклонности, добрые и дурные переживания в переплетениях судьбы земного
бытия. Перед душой стоит то, что более древние мировоззрения называли кармой.
Все эти переживания сна действуют на дневную жизнь так, что они обуславливают
общее самочувствие, душевное настроение, ощущение себя счастливым или
несчастным.
В дальнейшем течении сна к описанному состоянию души присоединяется еще другое.
Душа переживает в себе отображение бытия неподвижных звезд. Тогда констелляции
неподвижных звезд переживаются так, как в бодрственном состоянии телесные
органы. Космическое переживание души расширяется; теперь она - духовное
существо среди духовных существ. Как было сказано в предыдущих докладах,
интуиция познает Солнце и другие неподвижные звезды как физическое создание
духовных существ. То, что душа переживает тогда, продолжает действовать в
дневной жизни как ее религиозная предрасположенность, ее религиозное чувство и
воля. И поистине можно сказать, что то, что живет в глубинах души как
религиозное стремление, является для бодрствования последействием звездного
переживания в состоянии сна.
И глубоко значительно, что именно в этом состоянии перед душой встает факт
рождения и смерти. Она переживает себя как духовное существо, вошедшее в
физическое тело через зачатие и жизнь зародыша; и (бессознательно) она видит
процесс смерти как переход в чисто духовно-душевный мир. Что в своем
бодрственном состоянии душа не может вполне верить в реальность того, что
внешне предстает чувствам как события рождения и смерти - это не только
исполненное фантазии проявление тоски, но смутно ощущаемое последствие
переживания того, что предстает душе в состоянии сна.
Если бы человек мог вызвать в своем сознании все то, что он переживает
бессознательно от засыпания до пробуждения, он имел бы в первом переживании сна,
в котором чувственные явления растворяются во всеобщем внутреннем переживании
мира и в котором выступает своего рода пантеистическое сознание Бога, такое
содержание сознания, какое дало бы его философским идеям переживание
действительности. Если бы, далее, он мог сознательно нести в себе переживание
планет и неподвижных звезд из сна, он имел бы полную содержания космологию.
И как завершение могло бы явиться то, что возникает в переживании звезд и что
дает человеку возможность пережить себя как духа среди духов. Поистине, начиная
с засыпания, во время дальнейшего сна, человек постепенно становится
бессознательно философом, космологом и пронизанным Богом существом. Имагинация,
инспирация и интуиция поднимают из темной глубины переживаемого обычно только
во сне то, что показывает, каково истинное существо человека, как человек
является членом космоса, как он пронизан Богом.
Последнее наступает для человека в состоянии самого глубокого сна. Начиная с
этого момента, душа вступает опять на обратный путь в чувственный мир. В
импульсе, ведущем к этому обратному пути, интуитивное сознание познает действие
тех существ, которые как духовные существа имеют свой чувственный противообраз
в Луне. Это те духовно-лунные воздействия, которые во время каждого сна снова
призывают человека к земному бытию. Конечно, эти лунные воздействия имеют место
и в период новолуния; но изменение чувственно видимого образа Луны имеет
значение лишь для того, чем являются лунные воздействия во время пребывания
человека в земном бытии от рождения (зачатия) до смерти.
После стадии самого глубокого сна человек, проходя через те же самые состояния,
возвращается опять к состоянию бодрствования. Перед пробуждением он снова
проходит через переживание всеобщего мирового бытия с тоскою о Боге, в которое
уже могут вплетаться и сновидения.
ПЕРЕХОД ОТ ДУШЕВНО-ДУХОВНОГО БЫТИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА К
ЧУВСТВЕННО-ФИЗИЧЕСКОМУ
В предыдущих докладах было показано, как путем инспирированного и интуитивного
познания достигнуть созерцания вечного духовно-душевного сущностного ядра в
человеке. При этом было показано, как внутренняя жизнь человека наполняется
отображениями космического свершения. Как человек во время сна бессознательно
переживает такую космическую, внутреннюю жизнь, было описано в последнем
докладе. Внутренний мир человека становится внешним миром; и обратно: духовное
существо внешнего мира становится внутренним миром.
|
|