|
Рудольф Штайнер. Действие ангелов в астральном теле человека
---------------------------------------------------------------
Цюрих, 9 Октября 1918
GA 182
Перевод с английского: [email protected]
---------------------------------------------------------------
Антропософское духопостижение не должно быть просто теоретическим
мировосприятием, оно должно быть жизненным содержанием и жизненной силой.
И только если мы окажемся в состоянии укрепить в нас наше антропософское
мировоззрение настолько, что действительно станет в нас действительно
жизнеспособным, только тогда исполнит оно свою задачу.
Ибо, дорогие друзья, соединяя свои души с антропософским духопостижением, мы,
в некотором отношении, стали стражами вполне определенных значительных
процессов в развитии человечества.
Ведь люди, стремящиеся обычно к тому или иному мировоззрению, как правило,
убеждены, что мысли и представления, кроме того, чем они являются в их душах,
не имеют иного значения в мировой взаимосвязи. Люди с подобным мировоззрением
думают: мысли и представления будут вживаться в мир в качестве идеалов
настолько, насколько человеку удастся, выполняя лишь действия в чувственном
мире, применить их на деле.
Антропософская нравственность предполагает ясное осознание того, что наши
мысли и представления нуждаются для своего воплощения еще и в других путях,
нежели то, что свершается благодаря нашим чувственным деяниям, нашим деяниям в
чувственном мире.
В познании этой жизненной необходимости уже содержится требование, чтобы
антропософ некоторым образом был причастен наблюдению за знамениями времени.
Весьма многое происходит в развитии миров; человеку, особенно человеку нашей
эпохи, надлежит приобрести действительное понимание того, что происходит в
развитии миров, в которое включен он сам.
Видите ли, что касается отдельного человека, то всякий знает, что следует
принимать во внимание его развитие, а не только лишь внешние события,
происходящие вокруг него. Представьте себе, грубо говоря, если так можно
выразиться, те внешние чувственные события, которые происходят в данный момент,
которые совершаются вокруг людей в возрасте 5-ти, 10-ти, 20-ти, 30-ти, 50-ти,
70-ти лет. Однако ни один разумный человек не будет требовать, чтобы отношение
к этим фактам было одинаковым у 5-летнего, 10-, 20-, 30-, 50-, 70-летнего.
Отношение людей к внешней среде можно определить, только принимая во внимание
развитие самого человека. Относительно отдельного человека с этим согласится
каждый.
Но подобно тому, как отдельный человек подлежит определенному развитию,
подобно тому, как он имеет силы различного рода, будучи ребенком, в среднем
возрасте и будучи стариком, так и человечество в ходе развития обладает все
иными и иными силами, и, так сказать, лишь спящий в отношении развития миров не
замечает того, что в своем существе человечество в XX столетии есть нечто иное,
чем оно было в XV столетии или даже в времена Мистерии Голгофы, или еще раньше.
То, что не хотят видеть того, что я только что сказал, что люди думают, что о
человеке или человечестве можно говорить слишком абстрактно, и не нужно знать
того, что это человечество подлежит определенному развитию, - относится к
величайшим недостаткам, заблуждениям и путанице нашего времени.
Спрашивается, как можно прийти к пониманию этих вещей? Вы знаете: мы уже часто
говорили о самом основном в этом развитии. В греко-латинскую эпоху, с VIII
столетия до христианской эры приблизительно до XV ст. христианского
летоисчисления, мы имеем дело с так называемой культурной эпохой души
рассудочной или души характера; а с XV ст. - с культурной эпохой души
сознательной. Этим мы охарактеризовали главное в развитии человечества,
поскольку именно это относится к нашему времени. Благодаря этому мы знаем, что
главной силой, на которую рассчитывается в развитии человечества с XV ст.
вплоть до 3-го тысячелетия, до начала его, является душа сознательная.
Но, дорогие друзья, в духовной науке, в настоящей духовной науке никогда
нельзя довольствоваться общими и абстрактными истинами, всюду надо стараться
постигать конкретные факты. Абстракции в лучшем случае могут лишь удовлетворить
любопытство в самом обычном смысле. Если духовную науку хотят превратить в
содержание, в силу всей своей жизни, то надо быть серьезнее, нежели просто
любопытным, тогда нельзя оставаться при таких абстракциях, какую я только что
приводил. Что мы живем в эпоху души сознательной, что в расчет принимается
преимущественно выработка души сознательной, - это совершенно правильно и это
также очень важно, но на этом останавливаться нельзя.
Если мы хотим прийти к определенному взгляду на эти вещи, мы должны, прежде
всего, несколько точнее взглянуть на существо самого человека. Поскольку мы
суть люди, в духовно-научном смысле, - идя сверху вниз, - мы расчленяемся: на
"Я", на астральное тело, на эфирное тело, которое я недавно назвал также телом
формообразующих сил, и на физическое тело. Из всех этих членов человеческой
природы только "Я" является тем членом, в котором мы живем и созидаем
душевно-духовно прежде всего. Ведь "Я" дано нашим земным развитием и
управляющими им Духами Формы. В основном, все входящее в наше сознание, входит
в наше сознание через наше "Я". И, если "Я" развивается таким образом, чтобы -
пусть даже посредством других тел - уметь находиться в связи с внешним миром,
то тогда мы обладаем сознанием не больше, чем с момента засыпания до момента
пробуждения. "Я" есть то, что связывает нас с нашим окружением; астральным
|
|