|
Во-вторых, из этой работы, из этой вызывающей изменения для Ангелов работы,
для человечества следует еще вопрос: инстинктивное познание некоторых лечебных
средств - но вредное познание некоторых лечебных средств!
Все то, что связано с медициной, будет необычайно поощряться, необычайно -в
материалистическом смысле. Инстинктивно будут получены прозрения в лечебную
силу определенных субстанций и определенных отправлений, - и этим будет
причинен огромный вред. Но этот вред будут считать полезным. Болезнь будут
считать здоровьем, дорогие друзья, ибо увидят то, что это приводит к
определенному отправлению, которое будет нравиться людям. Просто людям будет
нравиться то, что в определенном направлении доведет людей до нездоровья.
Итак, повысится познание лечебных сил и известных процессов, известных
отправлений, но это примет совсем вредное направление. Потому что, прежде всего,
посредством определенных инстинктов будет постигнуто то, какие болезни
вызываются определенными веществами и определенными отправлениями. И можно
будет совершенно из эгоистических соображений вызывать или не вызывать болезни.
Третье, что последует, будет вот что: будут узнаны вполне определенные силы,
которые, я бы сказал, посредством лишь совсем легких действий, посредством
гармонизации определенных вибраций можно будет освободить - большие машины силы
в мире. Как раз этим путем инстинктивно будет познаваться определенное духовное
управление машинным, механическим, и вся техника примет опустошающее
направление. Но это опустошающее направление будет исключительно хорошо служить
и нравиться человеческому эгоизму.
Это, дорогие друзья, отрывок конкретного постижения эволюции бытия, отрывок из
жизнепостижения, который, в основном, может правильно оценить лишь тот, кто
прозревает, как недуховное восприятие жизни вовсе не может прийти к ясности
относительно этих вещей. Недуховное воззрение на жизнь - если бы когда-нибудь
появилась вредная для человечества медицина, ужасное заблуждение сексуальных
инстинктов, ужасная двигательная сила в чистом мировом механизме, в
использовании природных сил силами ума - недуховное мировоззрение не постигло
бы всего этого, оно не заметило бы, как оно сбилось с правильного пути... Как
спящий, когда он спит, не может видеть, когда к нему приближается разбойник,
желающий его ограбить; это ускользает от его внимания, он видит то, что
наделано, лишь позже, когда просыпается! Но тогда это было бы очень дурным
пробуждением для человека! Иначе он стал бы радоваться инстинктивному
расширению своего знания лечебных сил, определенных процессов и определенных
субстанций, почувствовал бы такую удовлетворенность в следовании определенным
заблуждениям сексуальных инстинктов, что начал бы превозносить это заблуждение
как особо высокое развитие сверхчувствительности, свободы от предрассудков,
непредвзятости! Отвратительное стало бы красивым, а красивое отвратительным в
некотором отношении, и ничего из этого нельзя было бы заметить, так как все это
стало бы считаться природной необходимостью. Но это было бы отклонением от того
пути, который предначертало себе в человечестве само собственное существо
человека!
Я верю, дорогие друзья, что получив чувство того, как духовная наука проникает
в образ мыслей - можно подняться до серьезного отношения к таким истинам, как
приведенные сегодня. И из этого можно почерпнуть то, что, собственно говоря,
должно быть почерпнуто из всей духовной науки: признание в этой духовной науке
определенного обязательства, определенного жизненного обязательства. Где бы мы
ни были, дорогие друзья, что бы мы ни делали в мире, важно, чтобы мы могли
питать в себе следующую мысль: наши деяния должны быть просветлены и пропитаны
нашим антропософским сознанием. Тогда мы прибавим нечто к тому, чтобы
человечество в верном смысле продвинулось вперед в своем развитии.
Человек заблуждался бы, если бы думал, что истинная духовная наука,
воспринятая серьезно и достойно, могла бы отвлечь его от практической,
интенсивной работы в его жизни. Как раз истинная духовная наука пробуждает
человека, пробуждает относительно таких вещей, которые я сегодня привел.
Дорогие друзья, можно спросить: не вредна ли бодрственная жизнь для сна,
собственно говоря? Если мы возьмем такое сравнение, что прозрение в духовный
мир относительно обычного бодрствования является дальнейшим пробуждением
подобно тому, как обычное пробуждение является пробуждением ото сна, то тогда,
чтобы понять это сравнение, мы можем задать вопрос - может ли в таком случае
бодрственная жизнь принести когда-либо вред сну?
Когда она не будет правильной! Если человек правильно проводит бодрственную
жизнь, тогда и сон у него будет здоровым, но если человек проводит жизнь в
дремоте или лени, или в удобствах, не работая, тогда и сон у него будет
нездоровым. Также обстоит дело и относительно той жизни, которую мы усваиваем
через духовную науку как бодрственную жизнь. Заложив в себе посредством
духовной науки правильное отношение к духовному миру, мы достигнем того, что:
как посредством здоровой бодрственной жизни регулируется сон, так же точно
посредством этого правильного отношения к духовному миру будет направлен по
верному пути и наш интерес к обычной чувственной жизни.
Тот, кто наблюдает жизнь именно в наше время, тот сам должен спать, если он не
станет внимательным к разным вещам. Как люди гордились, особенно в последние
десятилетия, своей жизненной практикой! В конце концов в последние десятилетия
дошло до того, что те, которые больше всех пренебрегают идеальным, духовным,
спиритуальным, как раз и заняли повсюду ведущее положение. И о практике этой
жизни можно было бы разглагольствовать до тех пор, пока человечество не было
ввергнуто в пропасть. Теперь именно некоторые - большинство делает это
совершенно инстинктивно - начинают ныть: "Должно прийти новое время, должны
появиться разные новые идеалы". Но это всего лишь нытье. И если эти вещи
|
|