|
земной жизни, три остальные осуществятся на следующих планетах. Состояние
сознания человека на Сатурне нельзя сравнить ни с каким сознанием современного
человека, ибо оно было еще более смутным, чем какое бывает во время сна без
сновидений. Но уже солнечное сознание можно сравнить с этим состоянием сна без
сновидений или с современным сознанием погруженного в сон растительного мира.
Однако мы имеем дело всегда лишь с аналогиями. Совсем неправильно было бы
думать, будто что-нибудь повторяется с полным тождеством в великих мировых
периодах.
В таком же смысле надо понимать, когда теперь лунное сознание сравнивается тем,
с которым оно имеет некоторое сходство, а именно с сознанием исполненного
сновидений сна. Это - так называемое образное сознание, которого человек
достигает на Луне. Сходство заключается в том, что как в лунном, так и в
сновидческом сознании внутри самого существа встают образы, имеющие известное
отношение к вещам и существам внешнего мира. Но эти образы не суть точные
отображения этих вещей и существ, как у современного бодрствующего человека.
Образы сновидений суть только отголоски дневных переживаний или символические
выражения для событий, совершающихся вокруг спящего, или также для того, что
происходит внутри - лица, которое видит сон. Легко привести примеры на все эти
три случая сновидческих переживаний. Прежде всего, каждому знакомы сны,
представляющие собой ничто иное, как спутанные образы отошедших более или менее
в прошлое дневных переживаний. Примером второго случая может служить то, что
спящему кажется, что он слышит шум проносящегося мимо поезда, и когда он затем,
просыпаясь, замечаете, что в этом сновидении выразилось тикание лежащих возле
него часов. Примером третьего рода сновидений может быть тот случай, когда
кому-нибудь чудится, что он находится в комнате, приютившей вверху у потолка
отвратительных животных, а при пробуждении оказывается, что таким образом
выразилась его собственная головная боль.
Если от таких спутанных сновидений хотят перейти к представлению о лунном
сознании, то нужно уяснить себе, что хотя характер "образности" присущ и ему,
но вместо спутанности и произвольности господствует полная правильность. Правда,
образы лунного сознания имеют еще меньшее сходство с теми предметами, к
которым они относятся, чем образы сновидений, но зато между образом и предметом
бывает полное соответствие. В настояще время в пределах земного развития дело
заключается в том, что представление бывает отображением всего предмета; так,
например, представление "стол" является отображением самого стола. В лунном
создании это не так. Предположим, например, что лунный человек приближается к,
какому-нибудь симпатичному или благоприятному для него предмету. Тогда внутри
его души встает цветовой образ светлого характера; если же к нему приближается
что-нибудь вредное или несимпатичное, тогда у него возникает безобразный,
мрачный образ. Представление является не отображением, но таким символическим
образом предмета, который совершенно определенно и закономерно отвечает
предмету. Вследствие этого существо, имеющее такое символическое представление,
может руководиться им в своей жизни.
Итак, душевная жизнь нашего лунного предка протекала в образах, которые имеют
общим с нашими сновидениями их беглость, текучесть и символичность, но
отличаются от них своим вполне закономерным характером.
Основанием для развития этого образного сознания у лунных предков человека
было образование третьего члена наряду с физическим и эфирным телами. Этот
третий член называется астральным телом.
Но это образование произошло лишь в третьем малом кругообороте Луны - в так
называемом третьем лунном круге. Два первые кругооборота "Луны являют собою
лишь повторение того, что было пройдено на Сатурне и Солнце. Однако и это
повторение нельзя представлять себе так, будто еще раз протекают все факты,
происшедшие некогда на Сатурне и Солнце. То, что повторяется - образование
физического и эфирного тела - подвергается в то же время такому изменению, что
оба эти члена человеческой природы в третьем кругообороте Луны могут быть
соединены с астральным телом, что еще не могло бы произойти на Солнце.
Во время третьего лунного периода - собственного говоря, этот процесс
начинается уже около середины второго - Духи Движения изливают из собственной
своей природы астральное в человеческое тело. Во время четвертого кругооборота
- с середины третьего - Духи Формы так организуют это астральное тело, что его
образ, вся его организация, может развивать в себе внутренние процессы. Эти
процессы, носят характер того, что теперь у животных и у человека называется
впечатлениями, вожделениями или природой желаний. С середины четвертого
кругооборота Луны Духи Личности выступают с тем, что во время пятого
кругооборота Луны будет их главной задачей: они прививают астральному телу
самость, как они сделали это в предыдущие мировые периоды по отношению к
физическому и эфирному телам. Но чтобы в указанный момент, в середине
четвертого кругооборота Луны, физическое и эфирное тела развились настолько,
чтобы приютить в себя ставшее самостоятельным астральное тело, они должны быть
приведены к этому организующими их духами через ряд последовательных ступеней
развития. Это происходит следующим образом. Физическое тело доводится до
необходимой зрелости в первом кругообороте ("круге") Луны Духами Движения, во
втором - Духами Формы, в третьем - Духами Личности, в четвертом - Духами Огня,
в пятом - Духами Сумрака. В точности, эта работа Духов Сумрака совершается с
середины четвертого кругооборота Луны) так что в то самое время, когда
Духи-Личности работают над астральным телом. Сыны Сумрака работают над
физическим.
С эфирным телом это происходит следующим образом. В первом кругообороте Луны
необходимые для него свойства насаждаются в нем Духами Мудрости, во-втором -
|
|