Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Антропософия :: Рудольф Штайнер :: Рудольф Штайнер - Из летописи мира. Акаши-хроники
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-
 
"ясное дневное сознание", которого человек не имел еще на Сатурне и которое 
медиум теряет во время транса. Таким образом, хотя ясновидящий и не находится 
сам в том состоянии сознания, какое было на Сатурне, но может составить себе о 
нем представление.
 Меж тем как по своей ясности такое сознание на Сатурне стоит на несколько 
ступеней ниже современного человеческого сознания, по объему того, что оно 
может воспринимать, оно превосходит последнее. А именно, при всей своей 
смутности, оно может воспринимать до мельчайших подробностей не только все, что 
происходит на его собственном мировом теле, но может еще также наблюдать вещи и 
существа на других мировых телах, находящихся в связи с его собственным телом, 
Сатурном. И оно может также оказывать на эти вещи и существа известное 
воздействие. (Едва ли стоит упоминать, что это наблюдение других мировых тел 
совершенно отлично от того, какое может производить современный человек со 
своей научной астрономией. Астрономическое наблюдение опирается на "ясное 
дневное сознание" и потому воспринимает другие мировые тела извне. Сознание же 
на Сатурне есть, напротив, непосредственное ощущение, сопереживание того, что 
происходит на других мировых телах. Не совсем, но все же до некоторой степени 
правильным будет сказать, что обитатель Сатурна переживает вещи и события 
других мировых тел - и своего собственного - так же, как современный человек 
переживает в своем собственном теле свое сердце и его биение, или подобное 
тому).
 Это сознание на Сатурне развивается медленно. Оно проходит, как первая главная 
ступень развития человечества, через ряд подчиненных ступеней, которые в 
европейском тайноведении называются "малыми кругооборотами". В теософской 
литературе стало принято называть эти "малые кругообороты" - "кругами", а их 
дальнейшие подразделения - еще более мелкие кругообороты - "Глобами". Об этих 
подчиненных кругооборотах будет речь в последующих главах. Здесь же будут 
прослежены пока только главные ступени развития, для большей лености их 
обозрения. Пока также будет речь только о человеке, хотя одновременно с его 
развитием протекает также развитие стоящих как ниже, так и выше его существ и 
вещей. Впоследствии к поступательному ходу человека примкнет в порядке вещей и 
то, что касается развития других существ.
 Когда раскрытие сознания на Сатурне было закончено, наступил один из 
вышеупомянутых долгих периодов покоя (пралайя). После него из человеческого 
мирового тела развилось то, что в тайноведении называется "Солнцем". И на 
Солнце снова восстали от своего сна также и человеческие существа. В них было, 
как задаток, развернувшееся уже раньше на Сатурне сознание. Его они сначала и 
вывели снова из зачаточного состояния. Можно сказать, что человек повторил на 
Солнце состояние Сатурна, прежде чем подняться к высшему. Только здесь имеется 
в виду не простое повторение, а повторение в другой форме. Но о превращениях 
форм будет сказано позже при описании малых кругооборотов. Тогда выступят 
наружу и различия в отдельных "повторениях". Пока же подлежит рассмотрению 
только развитие сознания.
 После повторения состояния Сатурна наступает "солнечное сознание" человека. 
Оно на одну ступень яснее предыдущего, зато и утратило несколько в широте 
кругозора. В своем теперешнем жизненном положении человек во время глубокого 
сна без сновидений обладает состоянием сознания, похожим на то, какое у него 
было некогда на Солнце. Но только тот, кто не обладает ясновидением, или кто не 
является медиумом, не может воспринимать вещей и существ, отвечавших солнечному 
сознанию. По отношению к трансу погруженного в это состояние медиума и к 
высшему сознанию истинного ясновидящего дело обстоит и здесь так же, как о том 
было сказано относительно сознания на Сатурне.
 Объем солнечного сознания простирается только на Солнце и на находящиеся с ним 
в ближайшей связи мировые тела. Только его и его подобия может сопереживать 
обитатель Солнца подобно тому, как теперешний человек - чтобы пользоваться еще 
раз приведенным выше сравнением - переживает биение своего сердца. Обитатель 
Сатурна сопереживал таким образом жизнь также и мировых тел, не принадлежавших 
непосредственно к ближайшей области Сатурна.
 Когда ступень Солнца прошла через соответственные подчиненные кругообороты, 
она тоже вступает в период покоя. Из него человеческое мировое тело 
пробуждается к своему "лунному существованию". Снова человек проходит здесь, 
прежде чем подняться выше, через ступени Сатурна и Солнца в двух меньших 
кругооборотах. Затем он вступает в свое лунное сознание. О нем уже легче 
составить представление, потому что есть некоторое сходство между этой ступенью 
сознания и пронизанным сновидениями сном. Но особенно должно быть подчеркнуто, 
что и здесь может быть речь лишь о сходстве, а не о тождестве. Ибо хотя лунное 
сознание протекает в образах, подобных образам сновидений, но эти образы также 
соответствуют предметам и событиям в окружении человека, как и представления 
современного "ясного дневного сознания". Но только все в этом соответствии еще 
смутно, именно образно. Это можно наглядно представить себе следующим образом. 
Предположим, что лунное существо приблизилось к какому-нибудь предмету, скажем, 
к соли. (Конечно, тогда еще не было "соли" в теперешней форме, но, чтобы быть 
понятным, приходится оставаться в пределах образов и сравнений). Это лунное 
существо - предшественник современного человека - не воспринимает вне себя 
пространственно протяженного предмета определенного цвета и формы; но 
приближение к этому предмету вызывает то, что внутри лунного существа как бы 
всходит некоторый образ, а именно похожий на образ сновидения. Этот образ имеет 
известную цветовую окраску, в зависимости от того, каков данный предмет. Если 
он симпатичен этому существу, если он благоприятен его жизни, окраска бывает 
светлой, желтоватых оттенков, или же зеленой; если дело идет о несимпатичном 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-