|
какое будет непосредственно дано им в последующих сообщениях.
Прежде чем мировое тело, на котором протекает жизнь человека, стало "Землею",
оно имело три другие формы, которые обозначают как Сатурн, Солнце и Луну. Таким
образом, можно говорить о четырех планетах, на которых протекают четыре главные
ступени человеческого развития. Дело обстоит так, что Земля, прежде чем стать
Землею, была Луной, еще раньше - Солнцем, а еще раньше - Сатурном. Мы имеем
право - как это выяснится из последующих сообщений - принять три дальнейшие
главные ступени, через которые позднее пройдет Земля, или, лучше сказать, то
мировое тело, которое развивалось до теперешней Земли. В тайноведении им даны
имена Юпитера, Венеры и Вулкана. Таким образом, в прежние времена мировое тело,
с которым связана судьба человека, прошло через три ступени, теперь находится
на четвертой, и в будущем должно будет пройти еще через три, прежде чем
разовьются все задатки, которые человек носит в себе, прежде чем он достигнет
вершины своего совершенства.
Нужно, однако, представить себе, что развитие человека и его мирового тела
протекает не с такой же постепенностью, как переход отдельного человека через
младенческий возраст, детский и т.д., где одно состояние более или менее
незаметно переходит в другое. Здесь мы имеем дело, напротив, с известными
перерывами. Состояние Сатурна не переходит непосредственно в состояние Солнца.
Между ступенями развития Сатурна и Солнца, а также и между следующими формами
человеческого мирового тела, лежат промежуточные состояния, которые можно было
бы сравнить с ночью, разделяющей два дня, или с тем похожим на сон состоянием,
в котором находится семя растения, прежде чем оно разовьется снова в полное
растение.
Примыкая к восточному изложению этих вещей, современная теософия называет
такое состояние развития, в котором жизнь развертывается внешне манвантарой, а
промежуточное состояние покоя - пралайей. В духе европейского тайноведения для
первого состояния можно употребить слово "открытый кругооборот", а для второго
- "сокровенный или закрытый кругооборот". Но употребительны также и другие
обозначения. Сатурн, Солнце, Луна, Земля и т.д. - это "открытые кругообороты",
лежащие же между ними периоды покоя - "закрытые".
Было бы совершенно неправильным думать, что в периоды покоя всякая жизнь
умирает, хотя такое представление встречается теперь во многих теософских
кругах. Как во время своего сна человек не перестает жить, так же не умирает
его жизнь и жизнь мирового тела во время "закрытого кругооборота" (пралайи). Но
только жизненные состояния в периоды покоя не могут быть восприняты чувствами,
развивающимися вовремя "открытого кругооборота", как и во время сна человек не
воспринимает того, что происходит вокруг него. Почему для обозначения состояний
развития употребляется выражение "кругооборот", это достаточно выяснится из
последующего изложения. О громадных промежутках времени, которые необходимы для
таких кругооборотов, может быть сказано лишь позднее.
Общую нить, проходящую через последовательность этих кругооборотов, можно
найти, если предварительно проследить по ним развитие человеческого сознания.
Все остальное может примкнуть в порядке вещей к этому рассмотрению сознания.
Сознание, которое человек развертывает в течение своего земного пути,
называется - в согласии с европейским тайноведением - "светлым, дневным
сознанием". Оно состоит в том, что человек при помощи своих наличных чувств
воспринимает вещи и существа мира, и при помощи своего рассудка и своего разума
составляет себе представления и идеи об этих вещах и существах. Он действует
тогда в чувственном мире сообразно этим своим восприятиям, представлениям и
идеям. Это сознание человек выработал себе только на четвертой главной ступени
своего мирового развития; на Сатурне, Солнце и Луне его еще не было. Там жил он
в других состояниях сознания. Сообразно с этим, три предыдущие ступени развития
можно обозначить, как раскрытие низших состояний сознания. Самое низкое
состояние сознания было пройдено во время развития на Сатурне; более высоким
является состояние солнечного, за ним следует лунное и, наконец, земное
сознание.
Эти более ранние состояния сознания отличаются от земного главным образом
двумя признаками: степенью ясности и тою окружностью, на которую простирается
восприятие человека.
Сознание на Сатурне обладает наименьшей степенью ясности. Оно совсем смутно.
Трудно поэтому дать более точное представление об этой смутности, так как даже
смутность сна уже на одну ступень светлее, чем то состояние сознания. В
ненормальных состояниях так называемого глубокого транса современный человек
может еще возвращаться к нему. Также и человек, ставший ясновидящим в духе
тайноведения, может составить себе верное представление о нем. Но только сам он
вовсе не живет в таком состоянии сознания. Он поднимается, напротив, к другому,
гораздо более высокому, но в некоторых отношениях все же сходному с тем,
первоначальным. У обычного человека современной ступени земного развития это
состояние, через которое он некогда прошел, бывает погашено "ясным дневным
сознанием". Но "медиум", впадающий в глубокий транс, переносится снова в него и
воспринимает тогда так, как некогда воспринимали все люди во "времена Сатурна".
И подобный медиум может тогда, в состояний транса или после пробуждения,
рассказывать о переживаниях, сходных с теми, которые имели место на Сатурне. Но
можно говорить, конечно, только "сходных", а не "одинаковых", ибо факты,
происходившие на Сатурне, раз и навсегда отошли в прошлое; и факты, имеющие
лишь известное сродство с ними, разыгрываются еще и поныне вокруг человека. И
лишь такое сознание, как было на "Сатурне", может воспринимать эти последние.
Ясновидящий в вышеупомянутом духе достигает теперь, как и означенный медиум,
такого сознания, какое было на "Сатурне", но он сохраняет при этом еще и свое
|
|