|
существа мудрости. Между любовью и мудростью была заключена человеческая
природа, когда она приняла на этой Земле свою теперешнюю форму. Существа любви
побуждали ее к физическому развитию, а существа мудрости - к совершенствованию
внутренней сущности.
Благодаря физическому развитию человечество движется вперед от поколения к
поколению, образует новые племена и расы; благодаря же внутреннему развитию
отдельные лица возрастают к внутреннему совершенству, становятся людьми
знающими, мудрецами, художниками, техниками и т.д. От расы к расе движется
физическое человечество; благодаря физическому развитию каждая раса передает
другой по наследству свои доступные чувственному восприятию качества. Здесь
господствует закон наследования. Дети наследуют физические черты своих отцов.
Дальше лежит область духовно-душевного совершенствования, которое может
продвигаться только путем развития самой души. Это приводит нас к закону
развития души в пределах земного существования. Оно связано с законом и тайной
рождения и смерти.
ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА ПЕРЕД РАЗДЕЛЕНИЕМ ПОЛОВ
Теперь должно быть описано состояние человека перед его расчленением на
мужское и женское. Тело состояло тогда из мягкой, пластической массы. Воля
имела над нею гораздо большую власть, нежели у позднейшего человека. Когда
человек отделялся от своего родительского существа, он являлся уже разделенным
на члены организмом, но еще несовершенным. Дальнейшее развитие его органов
совершалось уже вне родительского существа. Многое из того, что впоследствии
стало созревать внутри материнского существа, совершенствовалось тогда вне его,
посредством силы, бьющей сродни нашей силе воли. Для осуществления такого
внешнего дозревания была необходима забота со стороны родительского существа.
Человек появлялся на свет с некоторыми органами, которые он впоследствии
сбрасывал. Другие органы, бывшие еще совсем несовершенными при его первом
появлении, постепенно вырабатывались. Во всем этом процессе было нечто, что
можно сравнить с высвобождением из яйцевидной формы и скидыванием яичной
оболочки, но при этом не следует представлять себе твердой яичной скорлупы.
Тело человека было теплокровным. Это необходимо подчеркнуть, ибо, как будет
показано дальше, в еще более ранние времена это было иначе. Созревание вне
материнского существа происходило под влиянием повышенной теплоты, притекавшей
также извне. Однако, отнюдь не следует думать, что это было высиживанием
человекояйца - назовем его так для краткости. Тепловые и огневые условия были
тогда на Земле иными, нежели позднее. Человек мог тогда своими силами заключать
огонь или теплоту в какое-нибудь определенное пространство. Он мог, так сказать,
стянуть воедино (сконцентрировать) теплоту. Благодаря этому он был в состоянии
доставлять юному существу ту теплоту, которая была нужна для его созревания.
Самыми развитыми органами человека были тогда органы движения. Теперешние
органы чувств были еще совершенно неразвиты. Выше других стояли орган слуха и
орган восприятия холода и тепла (чувство осязания); далеко отставшим было еще
восприятие света. Человек появился на свет со слухом и осязанием; восприятие
света развилось затем несколько позднее.
Все, что здесь говорится, относится к последним временам, предшествовавшим
разделению полов. Последнее происходило медленно и постепенно. Еще задолго до
его подлинного наступления развитие людей протекало уже так, что один индивид
рождался с более мужскими, другой с более женскими чертами. Но у каждого
человека были в то же время налицо и черты противоположного пола, так что было
возможно самооплодотворение. Однако не всегда было оно возможно, а зависело от
влияния внешних условий в определенные времена года. Вообще человек во многих
отношениях в высокой степени зависел от подобных внешних условий. Поэтому он
должен был все свои устройства сообразовать с этими внешними условиями,
например, с движением Солнца и Луны. Но это сообразование совершалось
несознательно, в теперешнем смысле слова, но происходило так, что приходится
назвать его скорее инстинктивным. И этим уже дается указание на душевную жизнь
тогдашнего человека.
Эту душевную жизнь нельзя назвать настоящей внутренней жизнью. Телесные и
душевные деятельности и свойства еще не были строго разграничены между собою.
Душа жила еще вместе с природою ее внешней жизнью. Каждое отдельное сотрясение
в окружающем мире особенно сильно отзывалось на чувстве слуха. Каждое
сотрясение воздуха, каждое движение в окружающем мире "слышалось". Ветер и вода
в своих движениях вели "внятную" для человека "речь". Это было восприятием
таинственного трепета и жизни в природе, которые таким образом проникали в
человека. И этот трепет и эта жизнь отзывались также и в его душе. Его
деятельность была отзвуком этих воздействий. Свои восприятия звука он переводил
в свою деятельность. Он жил в таких звуковых видениях и давал им выражение при
помощи своей воли. Так выполнял он свою повседневную работу.
Несколько слабее было на него влияние воздействий, сообщавшихся через осязание.
Однако и они играли значительную роль. Он "чуял" в своем теле окружающий его
мир и поступал сообразно. Он знал из этих осязательных впечатлений, когда и как
ему работать. Он знал из них, где ему нужно селиться. Он узнавал из них об
опасностях, грозивших его жизни, и избегал их. Он сообразовал с ними свой прием
пищи.
Совершенно иначе, нежели впоследствии, протекала и остальная жизнь. В душе
жили образы, а не представления о внешних предметах. Когда человек, например,
выходил из более холодного помещения в более теплое, то в его душе появлялся
|
|