|
или событиям, продолжают жить в душе и тогда, когда она вступает в духовный мир.
Естественно, что среди этих представлений могут быть и такие, которые
составлены ошибочно. Если они присутствуют в сознании при вступлении в духовный
мир, то их собственное бытие свидетельствует об их непринадлежности к нему. Они
действуют так, что внедряют в душу стремление вернуться в чувственный или
элементарный мир, чтобы там заменить ошибочные представления верными. Верным же
представлениям, которые душа вносит в духовный мир, в этом мире устремляется
навстречу родственное; душа чувствует в духовном мире, что там есть существа,
которые всем внутренним бытием своим таковы, какими внутри ее самой бывают
только мысли. Эти существа имеют тело, которое можно назвать телом мысли. В
этом теле мысли они переживают себя как самостоятельные существа, подобно тому,
как человек переживает себя в пределах чувственного мира. Среди представлений,
которые составляет себе человек, есть некоторые пропитанные чувствами мысли,
которые способны так укрепить жизнь души, что она может получить впечатление о
чувствах духовного мира. Когда чувство отдачи себя, как оно должно быть развито
в элементарном мире, вплоть до способности к превращению, бывает настолько
обострено, что при этой отдаче себя человек чувствует то чуждое существо, в
которое он превращается не только симпатичным или антипатичным, но еще и таким,
что оно может во всей своей образности ожить в отдающейся душе, тогда
появляется способность восприятия духовного мира. Тогда одно духовное существо
как бы говорит душе "таким", а другое - "иным" образом. И возникает духовное
общение, состоящее в мысленной речи. Переживают мысли, но знают, что в мыслях
переживают существ. Жить в существах, которые не только выражают себя в мыслях,
но и присутствуют в мыслях своим собственным бытием, значит жить душой в
духовном мире.
По отношению к существам элементарного мира у души бывает такое чувство, что в
собственное бытие этих существ излучаются мировые мысли, и что они волят себя в
согласии с этим излучающимся в них мировым мышлением.
По отношению же к существам, которым не нужно спускаться до элементарного мира
для достижения того, чего человек достигает только в мире чувств, но которые
достигают этой ступени бытия уже в духовном мире, по отношению к ним у души
человека бывает такое чувство, что эти существа состоят всецело из субстанций
мысли, что мировые мысли не только излучаются в них, но что и сами существа,
собственным бытием своим, живут в этой ткани мыслей. Они всецело предоставляют
мировым мыслям жить в них и мыслить. Их жизнь протекает в восприятии этого
языка мировых мыслей. И их воление заключается в том, что они могут выражать
себя в мыслях. И это их мысле-бытие сущностным образом действует обратно на мир.
Мысли, которые суть существа, ведут беседу с другими мыслями, которые суть
также существа.
Мыслительная жизнь человека есть отражение этой духовной жизни мысле-существа.
Во время, между смертью и новым рождением человеческая душа бывает в такой же
мере погружена в эту жизнь мысле-существ, как она бывает в чувственном мире
погружена в физическое существование. Когда путем рождения (или зачатия) душа
вступает в чувственное бытие, то непреходящее мысле-существо души действует на
судьбу этой души, слагая и инспирируя ее. Пребывающая часть души, перешедшая из
земных жизней, предшествовавших настоящей, действует в человеческой судьбе
таким же образом, как чистые живые мысле-существа действуют в мире.
Когда ясновидческое сознание вступает в этот духовный мир живых мысле-существ,
оно чувствует себя по отношению к чувственному миру в совершенно иных условиях.
Этот чувственный мир предстоит ему в духовном мире как "иной мир", подобно тому,
как в чувственном мире предстоит ему как иной, мир духовный. Но для зрения
духа этот мир чувств утратил все, что может быть воспринято в нем в пределах
чувственного бытия. Словно исчезли все качества, постигаемые чувствами или
связанным с чувствами рассудком. Зато выясняется с точки зрения духовного мира,
что самая истинная, подлинная природа чувственного мира духовна. Для взора души,
смотрящего из духовного мира, вместо прежнего чувственного мира выступают
духовные существа, развивающие каждое свою деятельность, и притом так, что
благодаря слиянию этих деятельностей возникает мир, который, при рассмотрении
чувствами, становится тем самым миром, который человек имеет перед собой в
своем собственном чувственном бытии. При взгляде из мира духа, исчезают
качества, силы, вещества и т.д. чувственного мира; они раскрываются, как одна
лишь видимость. Взирая из этого мира, человек видит перед собой только существ.
В этих существах заключается истинная действительность.
Подобным же образом обстоит дело и с элементарным миром. При взгляде из
духовного мира в нем также исчезает все, что не носит характер существа. И душа
чувствует, что она и в этом мире имеет дело с существами, которые слиянием
воедино своих деятельностей дают проявиться бытию, являющемуся нам, благодаря
органам симпатии и антипатии как мир элементарный.
Существенная часть вживания в сверхчувственные миры заключается в том, что
вместо состояний и качеств, которыми окружено сознание в чувственном мире,
выступают существа. Сверхчувственный мир раскрывается, наконец, как мир
существ; а то, что предстоит в нем еще, кроме этих существ, раскрывается как
выражение деяний этих существ. Но деяниями духовных существ являются также
и миры чувственный и элементарный.
О ПЕРВОМ ЗАЧАТКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Выше в этой книге говорилось о бытии Луны и Солнца, предшествовавшем бытию
Земли. Только в пределах лунного бытия ясновидческое сознание еще получает
впечатления, напоминающие впечатления от жизни Земли. Но таких впечатлений оно
уже больше не может получить, когда ясновидческий взор обращается назад к
|
|