|
сомнениями и загадками, которые сами ведь являются только результатами мышления.
Кто развивает в себе по отношению к мышлению указанное здесь чувство, тот
ощущает в мышлении не только нечто такое, что он вырабатывает в себе, как
человеческую душевную способность, но также и нечто, в чем заключено,
совершенно незлвисимо от него и от его души, некое мировое существо. Мировое
существо, до которого он должен доработаться, если он хочет жить в чем-то, что
одновременно принадлежит и ему и независимому от него миру.
Умение предаваться жизни мысли имеет в себе нечто глубоко успокоительное. Душа
чувствует, что в этой жизни она может освободиться от самой себя. Но это
чувство так же необходимо душе, как и противоположное - чувство возможности
быть всецело в самой себе. В обоих чувствах лежит необходимое для нее качание
маятника ее здоровой жизни. В сушности, бодрствование и сон суть лишь самых
крайних выражений этого качания маятника. В бодрствовании душа пребывает в себе,
живет своей собственной жизнью; во сне она утрачивает себя, отдаваясь
всеобщему мировому переживанию, и таким образом как бы освобождается от самой
себя. Оба качания душевного маятника проявляются и в различных других
состояниях внутреннего переживания. Причем жизнь в мыслях есть освобождение
души от самой себя, подобно тому, как чувствование, ощущение, жизнь аффектов и
т.д. суть пребывание ее в самой себе.
Рассматриваемое таким образом мышление дает душе утешение необходимое ей, как
противовес чувству покинутости миром. Можно правомерно прийти к ощущению: что я
такое в потоке общего мирового свершения, бегущем от бесконечности, что я такое
в нем с моим чувствованием, с моим желанием и волнением, имеющими значение ведь
только для одного меня? Как только человек верно прочувствует жизнь в мыслях,
он этому ощущению противопоставит другое: мышление, имеющее дело с этим мировым
свершением, принимает в свое лоно и тебя с твоей душой; ты живешь в этом
свершении, когда, мысля, даешь существу его изливаться в тебя. Тогда можно
почувствовать себя принятым в мир, оправданным в нем. Из этого настроения душа
почерпает для себя затем укрепление, ощущаемое ею так, как если бы оно
притекало к вей по мудрым законам от самих мировых властей.
От этого ощущения тогда уже недалеко до следующего шага, после которого душа
говорит: не только я мыслю, но нечто мыслит во мне; становление мира
высказывается во мне, и моя душа являет лишь арену, на которой мир изживает
себя как мысль.
Это ощущение может быть отвергнуто той или иной философией. Путем самых
разнообразных доводов можно, по-видимому, вполне убедительно показать, что
только что высказанная мысль о "себя-мышлении мира в человеческой душе"
совершенно ошибочна. Но в ответ необходимо признать, что это - такая мысль,
которая может быть выработана только путем внутреннего переживания. Только тот,
кто выработал ее таким образом, вполне понимает ее значение и знает, что
никакие "опровержения" с могут поколебать этого значения. Кто выработал ее себе,
тот именно на ей совершенно ясно видит, какова настоящая ценность многих
"опровержений" и "доказательств". Они часто кажутся вполне верными лишь до тех
пор, пока человек еще в состоянии держаться ошибочного представления о
доказательной силе их содержания. Тогда трудно бывает сговориться людьми,
придающими для себя решающее значение подобным "доказательствам". Они
принуждены думать, что заблуждается другой, так как они еще не совершили в себе
той внутренней работы, которая привела этого другого к признанию таю, что
кажется им ошибочным или, может быть, даже вовсе безрассудным.
Для желающего войти в духовную науку полезны подобные медитации, как только
что приведенные о мышлении. Для такого человека дело идет ведь о том, что
привести свою душу в такое состояние, которое раскрывает ей доступ в духовный
мир. Этот доступ может остаться закрытым для самого острого мышления, для самой
совершенной научности, если душа ничего не приносит навстречу духовным фактам,
готовым нахлынуть а нее, или сообщению о них. Если часто отдаваться чувству той
крепости, какая заключена в этом настроении души: "мысль, я ощущаю себя единым
потоком мирового свершения", - то это может быть хорошей подготовкой для
достижения духовного познания. При этом вовсе не так важна абстрактная
познавательная ценность этой мысли, как то, чтобы часто ощущать в душе
укрепляющее действие, которое переживают, когда такая мысль могущественно
протекает через внутреннюю жизнь, когда она разливается в душевной жизни,
подобно духовному, живительному воздуху. Дело не в одном только познании того,
что заключено в такой мысли, но в переживании. Она познана, если она хоть раз с
достаточной убедительностью предстояла в душе; но чтобы она стала плодотворной
для понимания духовного мира, его существ и событий, для этого нужно, после
того как она была понята, все снова оживлять ее в душе. Все снова должна душа
всецело наполняться ею, давать одной только этой мысли присутствовать в себе,
исключив все другие мысли, ощущения, воспоминания и т.д. Такое повторное
сосредоточение на мысли, вполне постигнутой нами, накопляет в душе силы,
которые в обычной жизни бывают до известной степени рассеяны; она укрепляет их
в самой себе. Эти собранные воедино силы становятся органами для восприятия
духовного мира и его истины.
Из этих указаний можно понять правильный ход медитирования. Сначала надо
доработаться до мысли, постижимой при помощи средств, доставляемых нам обычной
жизнью и познанием. Затем повторно погружаются в эту мысль, совершенно
сливаются с ней воедино. Благодаря жизни в подобной познанной мысли, наступает
укрепление души. Здесь для примера была выбрана мысль, взятая из природы самого
мышления. Она была выбрана для примера, так как она особенно плодотворна для
медитации. Но в смысле медитации сказанное здесь относится ко всякой мысли,
|
|