|
составлять противовес случайным силам, возникающим от времени до времени и
стремящимся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости,
проходящей через канат, что неминуемо повлекло бы за собой падение.
Человеческая психика также подвергается нередко действию случайных сил,
стремящихся вывести ее из нормальной колеи, что непременно бы и случилось, если
бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении
равновесия.
Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону?
Он выносит влево свой балансирный шест, и равновесие восстанавливается. В этом
случае эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе, и таким
образом приходят в равновесие сила тяжести, эквилибрист и шест.
В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности,
воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью
вращения).
В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного
характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное
тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое -живой
организм.
Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью то, что мы называем
здоровьем, как физическим, так и психическим.
Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом
организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты,
чувства, мысли).
Низший инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, даст здравый смысл,
средний анимический центр (сентиментальность) даст в равновесии с сознанием -
рассудок, наконец, высший интеллектуальный центр, находясь в равновесии с
сознанием, проявляет - разум.
Эти три проявления разумности: здравый смысл, рассудок и разум, являются
результатом равновесия между чувствительностью и сознанием. Равновесие их может
по разным причинам нарушаться, следствием чего бывают весьма важные и
интересные психологические явления.
Чтобы быть в состоянии дать себе отчет в этих явлениях, рассмотрим теперь,
какие физиологические силы приходят в соприкосновение с каждым из рассмотренных
психологических элементов.
Действие внешнего мира на дух и духа на мир совершается не непосредственно,
точно так же как кучер не сам непосредственно везет карету.
Органы чувств - открытые внешним впечатлениям - соответствуют материи
(экипажу), дух - изображает кучера, связующая же их сила, вырабатываемая живым
организмом, - нервная сила, аналогична лошади.
Таким образом, нервная сила оказывается звеном, связующим дух с материальным
телом, как в воздействиях духа на материю, так и материи на дух. Нервная сила
Рассмотрев вкратце психические функции различных частей человеческого
существа, мы узнаем, насколько важную роль играют в них физиологические силы.
Как мы видели, нервная сила является необходимым орудием, посредством
которого наш дух может активно влиять на организм, а следовательно, на внешний
мир. Мы уже видели, при каких условиях вырабатывается нервная сила живым
организмом, теперь мы рассмотрим, как дух пользуется этой силой.
Кроме физического тела, в состав человеческого существа входит нечто
оживляющее и приводящее его в движение - это астральное тело, действующее почти
исключительно по закону рефлексов, то есть органическая раздражимость является
причиной почти всех движений импульсивного характера, не исключая и душевных.
Например, при поступлении пищи в желудок прикосновение ее к слизистой
оболочке, устилающей внутренность желудка, вызывает нервный рефлекс, в силу
которого соответственные железы начинают выделять желудочный сок. Подобным же
образом действуют и импульсивные психические центры: как только какое-либо
внешнее впечатление их достигает, они автоматически приходят в действие,
перерабатывают впечатление в идею, которую и передают высшим центрам.
Рассмотрим же теперь, каким образом ощущение, воспринятое органом чувств,
передается психическому центру.
Из органов чувств исходит в момент восприятия ощущение, как учат современные
физиологи, - особого рода колебательное движение, которое передается нервному
флюиду, а от него уже психическому центру. Под влиянием этого колебания
психические центры приходят в действие, благодаря чему соответственные идеи
получают возможность проявиться.
В нашем примере колебание передается нервным флюидам с периферии организма к
психическому центру, этот последний приходит в действие и заставляет тот же
нервный флюид передать соответствующие колебания в обратном направлении (от
психического центра к периферии) - соответственным мускулам, чем определяется
их сокращение.
Итак, один и тот же флюид (так как в организме не имеется другого нервного
флюида) передает импульсы по обоим направлениям, в зависимости от того, на
котором конце нервного проводника импульс возникает.
Но не одно только внешнее впечатление может привести в действие импульсивный
психический центр, то же самое осуществляется и влиянием воли.
Благодаря запасу нервного флюида, который всегда имеется в распоряжении духа,
находящегося в бодрствующем состоянии, он может во всякое время сам
воздействовать на соответственный психический центр и остановить любое
рефлективное движение.
Следовательно, импульсивное существо, во всех своих трех проявлениях,
поставлено между физическим телом и духом, оно одинаково повинуется импульсам,
|
|