|
дает ключ к египетским мистериям. Первыми проходят люди в масках, ведущие
причудливых животных; это простонародные сказки. За ними следуют женщины,
разбрасывающие цветы и несущие на плечах зеркала, которые отражают образ
великой божественности. То же делают и мужчины, которые идут впереди и
оглашают догмы, которые женщины украшают, подсознательно отражая высшие
истины, свойственные их материнским инстинктам. За ними следуют мужчины и
женщины, являющиеся светоносцами; они представляют союз двух сущностей,
активных и пассивных породителей науки и жизни. После света следует
гармония, представленная юными музыкантами, и, в конце, изображения
богов, числом три, за которыми идет великий иерофант, несущий, вместо
образа, символ великой Исиды, который представляет собой золотой шар,
поддерживаемый жезлом-кадуцеем. Луций увидел венок роз в руках великого
священника; он приблизился, не был оттолкнут; съев розы, он восстановил
человеческий облик.
Все это изложено поучительно и перемежается эпизодами героическими и
гротескными, что отражает причуды и Луция, и осла. Апулей был
одновременно и Рабле, и Сведенборгом конца древнего мира.
Великие учителя христианства или заблуждались, или отказывались
понять мистицизм Золотого Осла. Св. Августин в своем "Граде Божьем" самым
серьезным образом спрашивает, верит ли кто-нибудь в то, что буквально
превращается в осла и кажется расположенным принять эту возможность, но
только как исключительный феномен - из которого не вытекают никакие
последствия. Если с его стороны это была ирония, то следовало бы сказать,
что это очень жестоко, но если это искренне... Однако, св. Августин
-проницательный краснобай Мадауры, был скорее всего искренним.
Слепы и несчастны были те инициаты Античных Мистерий, которые
осмеивали осла Вифлеема, не ощущая младенца Бога, который сиял над
мирными животными в яслях - младенца, появление которого стало сияющей
звездой прошлого и будущего. Пока философия, побежденная бессилием,
причиняла обиды победоносному христианству, отцы Церкви осознали все
величие Платона и создали новую философию, основанную на живой реальности
Божественного Слова, присутствующего в Его Церкви, возрожденного в каждом
из ее членов и бессмертного в человечестве. Она была бы грезой гордости
более высокой, чем греза о Прометее, не будь она в одно и то же время
учением о пожертвовании и искуплении, человечном, потому что оно
божественно и божественном, потому что оно человечно.
.
ГЛАВА VI НЕКОТОРЫЕ КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И СВЯЩЕННЫЕ ЭМБЛЕМЫ
Следуя прямым предписаниям Спасителя, ранняя Церковь не показывала
свои Святейшие Таинства, чтобы они не подвергались профанации со стороны
толпы. Использование Крещения и Причастия было заслугой последующих
инициации; священные книги тоже держались в тайне, их свободное изучение
и, более того, толкование было оставлено священникам. Изображения были
малочисленны и мало выразительны по характеру. Чувство времени удерживало
от воспроизведения фигуры Христа, и изображения в катакомбах были, по
большей части, Каббалистическими эмблемами. Таков Эдемский Крест из
четырех рек, куда жаждущие приходили напиться; таинственная рыба Ионы
часто замещалась двуглавым змием; человек, поднимающийся иа сундука,
напоминал изображения Осириса. Все эти аллегории в последующий период
подверглись осуждению благодаря гностицизму, который использовал их
неправильно, материализуя священные традиции Каббалы.
Имя гностиков не всегда отвергалось Церковью. Те отцы, учение
которых соответствовало традициям св. Иоанна, часто использовали этот
титул, чтобы обозначить им совершенного Христианина. Кроме великого
Синезия, который был законченным Каббалистом, но, безусловно, ортрдоксом,
св. Ириней и св. Климент Александрийский применяли его в этом смысле.
Ложные гностики восставали против иерархического порядка, стараясь
унизить священную науку ее общей диффузией, подставить видение вместо
понимания, личный фанатизм вместо иерархической религии и особенно
мистическую вольность чувственных страстей вместо той мудрой христианской
трезвости и послушания закону, которые суть мать чистых браков и
спасительной умеренности.
Наведение экстаза с помощью физических средств и подмена святости
сомнамбулизмом - таковы были неизменные тенденции тех сект каинитов,
которые продолжали Черную Магию Индии. Церковь могла запретить их, но это
не отклоняло их от цели; прискорбно, что доброе зерно науки часто
страдало, когда проходил плуг и пламя вспыхивало в полях, заросших
плевелами.
Враги рода и семьи, ложные гностики надеялись достичь бесплодия,
насаждая разврат: их намерением было одухотворить материю, но, в
действительности, они материализовали дух, причем самым отвратительным
образом. Их теология изобиловала спариванием Эонов и чувственными
объятиями. Подобно Брахманам, они поклонялись смерти под символом
лингама, их созданием был бесконечный онанизм и искуплением вечные
аборты. .
Стараясь уйти от иерархии с помощью чудес - как если бы чудо без
иерархии не доказывает ничего, кроме дезорганизации и мошенничества,
гностики, со времени Симона Мага, были великими мастерами чудес.
Практикуя нечистые ритуалы Черной Магии вместо установленного культа, они
|
|