|
что они приносят в жертву молодого быка.
Пантеизм никогда не создавал синтеза, но мог быть разрушен науками,
которые олицетворяли дочери Кадма. После Орфея, Кадма, Эдипа и Амфиарая
крупнейшими мифическими символами магического жречества Греции были
Тиресий и Калхант, но первый из них был тайным или неверующим иерофантом.
Встретив однажды двух переплетенных змей, он подумал, что они дерутся и
разделил их ударом своего жезла. Он не понимал символа Кадуцея и потому
намеревался разъять силы природы, отделить науку от веры, разум от любви,
мужчину от женщины. Он ранил их во время разделения и потому потерял
равновесие. Он становится попеременно мужчиной и женщиной, но не до
конца, потому что вступление в брак ему было запрещено. Таинства
универсального равновесия и созидающего закона здесь полностью
себя-проявляют. Рождение -это работа человеческого ан-дрогина; при его
разделении, мужчина и женщина остаются бесплодными, как религия без науки
или, иначе говоря, как слабость без силы и сила, отделенная от слабости,
справедливость в отсутствии милосердия и милосердие, отделенное от
справедливости. Гармония возникнет из сопоставления вещей в их
.противостоянии, их можно различить для последующего объединения, но не
разделять так, чтобы мы могли сделать выбор между ними. Говорят, что
человек непрестанно колеблется между черным и белым в своих мнениях, даже
вводит в заблуждение самого себя. Такова необходимость, что видимые и
реальные формы являются черными и белыми; это проявляет себя ка"к союз
света и тени, которых не смущает, что они всегда вместе. Таким образом,
все противоположности в природе сочетаются бра.-ком и тот, кто хотел бы
разделить их, рискует быть наказанным как Тиресий. Другие говорят, что он
был поражен слепотой, потому что увидел Афину обнаженной - то есть, так
^сказать, профанировал таинства. Это другая аллегория, но она
символизирует то же самое.
Имея, несомненно, в виду эту профанацию, Гомер изобразил тень
Тиресия странствующей в Киммерийском мраке и пребывающей среди других
несчастных теней и лярв, чтобы утолить свою жажду кровью, когда Одиссей
наставлял духов, используя церемониал, который был магическим и страшным
по сравнению с другой манерой наших медиумов или-безвред-ными торопливыми
посланиями современных некромантов.
Гомер почти не упоминает о жречестве, потому что прорицатель Калхант
не является ни верховным понтификом, ни великим иерофантом. Он выглядит
состоящим на службе у царей, оглядывающимся на их возможную ярость и он
не осмеливается говорить правду Агамемнону, пока не умолит о
покровительстве Ахилла. Так он внес разлад между этими вождями и принес
несчастье войску. Все рассказы Гомера содержат важные и глубокие уроки; в
данном случае он пытался внушить грекам необходимость служения богам,
чтобы быть независимым от преходящих влияний. Каста
жрецов должна была быть ответственной лишь перед вер-:овным
понтификом и. верховный жрец недееспособен, если ьей-то короне будет не
хватать его тиары. Так он может .ыть равным земным владыкам, он должен
быть сам вре-[менным царем благодаря своей божественной миссии. Гомер
мудро говорит нам, что слабость жречества есть нечто (такое, что нарушает
равновесие, государств.
Другой прорицатель, Феоклимен, который появляется в 'Одиссее",
играет роль почти паразита, не очень дружелюб-|но оказывающего
гостеприимство женихам Пенелопы, давая бесполезные предупреждения, и
благоразумно удаляющего-|ся перед волнениями, которые он предвидел.
Существует пропасть между этими предсказателями хорошей и плохой
судьбы и символами, таящимися в своих святилищах невидимыми, к которым
приближались в страхе и дрожи. Наследницы Цирцеи уступали ищущим; силу
или тонкость надо было использовать, чтобы войти в их убежища, где они
должны были ухватиться за волос, угрожать мечом и следовать к фатальному
треножнику. Тогда, краснея и бледнея попеременно, содрогаясь, со
вздыбленными волосами, они бормотали несвязные слова, выбегали в
бешенстве, писали на листьях деревьев отдельные высказывания,
составляющие, собранные вместе, пророческие стихи, и пускали эти листья
по ветру. Затем они запирались в своих убежищах и игнорировали всякие
дальнейшие обращения. Прорицание, произведенное подобным образом, имело
только значений, сколько возможных комбинаций содержали такие записи.
Если листья содержали иероглифические знаки вместо слов, то интерпретаций
их было еще больше, поскольку предсказания так же определялись их
комбинациями; этот метод впоследствии использовался в гаданиях геомантов
с помощью чисел и геометрических фигур. Этому следуют также адепты
картомантии, которые используют великий магический алфавит Таро, по
большей части не будучи знакомыми с его значениями. В таких операциях
случайность лишь выбирает знаки, на которых интерпретатор основывает свое
вдохновение или отсутствие исключительной интуиции и второго зрения,
фразы указываются комбинациями священных-букв или откровениями
комбинируемых фигур пророчества в соответствии-со случаем. Недостаточно
комбинировать буквы, каждый должен знать, как читать.
Картомантия в собственном ее понимании есть консультация с духами с
помощью букв, без некромантии или жертвоприношений: но она предполагает
хорошего медиума; это, однако, опасно и мы никому не рекомендуем этим
заниматься. Не достаточно ли памяти о наших прошлых неудачах, чтобы
наполнять горечью страдания сегодняшний день и должны ли мы перегружать
|
|