|
они поняли скрытые догмы и тайные имена, которые скоро материализовались
и превратились в идолов. Ложные религии и их абсурдные тайны, восточные
суеверия со всеми их страшными жертвами - что за подарок отца своей
непризнанной семье? Разве недостаточно было изгнать Агарь с ее сыном в
пустыню? К ее караваю хлеба и бутылке воды разве надо было добавить бремя
лжи, как мучение и яд в ее изгнании?
Величие христианства в том, что оно призывает к истине всех людей
без различия племен и каст, хотя и не без различия в отношении ума или
добродетели. "Не мечите бисера перед свиньями", - сказал Божественный
Основатель христианства, - "чтобы они не попрали его ногами своими, и
обратившись не растерзали вас". Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна,
которое содержит все каббалистические секреты, касающиеся учения Иисуса
Христа, есть книга не менее темная, чем "Зогар". Она написана
иероглифическим языком чисел и образов, и апостол в ней часто обращается
к знанию инициатив. "Знающий да поймет", - часто говорит он, приводя
аллегорию или давая мистическое число. Таким образом, св. Иоанн, любимый
ученик и хранитель всех таинств Спасителя, не писал, чтобы быть понятым
большинством. "Сефер Иецира", "Зогар" и Апокалипсис - это шедевры
оккультизма, они содержат больше смысла, чем слов, способ выражения в них
фигуративен, как в поэзии и точен, как в математических формулах.
Апокалипсис суммирует, обобщает и передает всю науку Авраама и Соломона,
как мы покажем, объясняя Ключи трансцендентальной Каббалы.
Не удивительно видеть в книге "'Зогар" глубину, ее понятий и высшую
простоту образов. Она начинается словами: "Наука равновесия есть ключ
оккультной науки. Неуравновешенные силы погибают в пустоте. Так прошли
цари древнейшего мира, князья гигантов. Они пали, как деревья без корней
и их места не найти более. Из-за противоречия неуравновешенных сил
опустошенная земля была -пуста и бесформенна до тех пор, пока Дух Божий
не дал ей места в небесах и не низвел на нее воды. Все устремления
природы тогда были направлены на единение формы, на живой синтез
колеблющихся сил, лик Божий, увенчанный светом, возвышался над пустынным
морем и отражался в водах. Его два глаза были открыты; величественно
светясь, они излучали два луча света, которые пересекались с лучами
отражения. Чело Божье и Его глаза образовали треугольник в небесах, а их
отражение создало второй треугольник в воде так явилось число шесть,
число универсального творения."
Текст, который был бы непонятен в буквальном изложении передается
здесь с помощью интерпретации. Автор имеет в виду, что человеческие
формы, которые он приписывает Божеству, то только образ в его сознании, и
что Бог находится вне выражения его человеческим мышлением или
представления его какой-нибудь фигурой. Паскаль сказал, что Бог есть
сфера, центр которой находится везде, а окружность - нигде. Но как
представить себе круг без его окружности? "Зогар" принимает антитезис
этого парадоксального образа и по поводу сферы Паскаля сказал бы, что
скорее окружность его находится везде, а центр - нигде. Это,
одна-ко,-говорит о балансе, а не о круге, когда он рассматривает
универсальное движение вещей. Он утверждает, что равновесие имеется везде
и что есть та центральная точка, где баланс приостановлен. Мы находим,
что, таким образом, "Зогар" сильнее и глубже Паскаля.
Его автор продолжает свою возвышенную грезу. Этот синтез слова,
произнесенного человеческой фигурой медленно поднимается и появляется из
воды как солнце на рассвете. Когда появились глаза, сотворился свет;
когда открылся рот, произошло сотворение духов и слово оказалось
высказанным. Открылась голова целиком, и это завершило первый день
творения, выросли плечи, руки, грудь и работа началась. Одной рукой
Божественный Образ поставил на место воды, другой рукой поднял континенты
и горы. Образ рос и рос; появились воспроизводящие органы и все существа
начали плодиться и размножаться. Форма выпрямилась, стоя одной ногой на
суше, а другой -на водах. Вытянувшись в океане творения, она вдохнула
свое отражение и сообщила свое подобие жизни. Она сказала: Сделаем
человека и человек был создан. Нет ничего прекраснее в шедевре любого
поэта, чем это созерцание творения завершенного прототипом человечества.
Человек только тень тени, и все же он есть образ божественной силы. Он
тоже может простирать свои руки между западом и востоком, для него
существует земля, отданная ему в подчинение. Таков Адам Кадмон,
первозданный Адам каббалистов. Таков смысл того, что он изображается
гигантом и потому Сведенборг, посещаемый в своих видениях реминисценциями
Каббалы, говорил, что в целом творение есть только титанический человек,
и что мы сделаны по образу вселенной.
"Зогар" есть генезис света; "Сефер Иецира" есть лестница истины. В
ней истолковываются двадцать три символа речи, числа и буквы. Каждая
буква производит число, идею и форму, так что математика приложима к
формам и идеям так же, как к числам, ввиду их точного соответствия и
совершенной связи. С помощью учения "Сефер Иецира" человеческий ум
погружается в истину и мысль, он считает возможным мыслить весь прогресс
как эволюционное число. "Зогар" представляет абсолютную систему, а "Сефер
Иецира" обеспечивает нас методом ее восприятия, различения и приложения.
.
|
|