|
каббалы.
Следовательно, христианству не за что было ненавидеть магию; но людское
невежество всегда боится неизвестного.
Наука вынуждена была скрываться от страстных нападений слепой любви; она
оделась новыми иероглифами, скрывала свои усилия и надежды. Тогда был
создан жаргон алхимиков, постоянное разочарование для толпы, жаждущей
золота, и живой язык только для истинных учеников Гермеса.
Удивительное дело! Среди священных христианских книг существует два
сочинения, понять которые не имеет претензии сама непогрешимая церковь и
даже никогда не пытается их объяснить: пророчество Езекииля и
Апокалипсис, два каббалистических ключика, бед сомнения, сберегаемых на
небе для комментариев царей-магов; книги, запечатанные семью печатями для
верующих христиан и совершенно ясные для неверного, посвященного в тайные
науки.
Существует еще одна книга; но хотя она и популярна, и ее можно найти
повсюду, оказывается самой тайной и самой неизвестной изо всех, так как
содержит в себе ключ ко всем другим; все ее знают, и она никому не
известна; никому не приходит в голову искать ее там, где она находится; и
если бы кто-нибудь подозревал ее существование, тысячу раз потерял бы
свое время, ища ее там, где ее нет. Эта книга, быть может, гораздо
древнее книги Еноха, никогда не была переведена; она написана
первобытными знаками на отдельных страницах, подобно табличкам древних.
Один знаменитый ученый открыл, - но никто этого не заметил, хотя и не
секрет ее, но, во всяком случае, древность и исключительное сохранение;
другой ученый, обладавший умом скорее мечтательным, чем рассудительным,
провел тридцать лет над изучением этой книги, и только подозревал все ее
значение. Действительно, это совершенно исключительная монументальная
работа, простая и сильная, как архитектура пирамид, а, следовательно, и
столь же устойчивая; книга, резюмирующая все науки; книга, бесконечные
комбинации которой могут решить все проблемы; книга, которая говорит,
заставляя думать; вдохновительница и регулятор всевозможных концепций;
быть может, шедевр человеческого духа и, бесспорно, одна из прекраснейших
вещей, оставленных нам древностью; всеобъемлющий ключик, имя которого
было понято только ученым-иллюминатом Вильгельмом Постелем; единственный
(в своем роде) текст, первые буквы которою привели в экстаз религиозный
дух Сен-Мартина и вернули разум возвышенному и несчастному Сведенборгу.
Об этой книге я буду говорить позже, и точное, и математическое ее
объяснение будет завершением и венцом моей добросовестной работы.
Первоначальный союз между христианством и наукой магов, если он будет
доказан, будет иметь громадное значение; и я не сомневаюсь, что серьезное
изучение магии и каббалы непременно заставит примириться, несмотря на то,
что до сих нор примирение это считается невозможным, науку и догму, разум
и веру.
Я говорил уже, что церковь, специальным атрибутом которой является склад
ключей, совершенно не претендует на понимание апокалипсиса и видений
Езекииля. Для христиан, по их собственному мнению, научные и магические
ключики Соломона потеряны. Однако, достоверно, что в области разума,
управляемого Словом, ничто написанное не потеряно. Только пещи, которые
люди перестают понимать, перестают для них существовать, во всяком
случае, как слово; они переходят тогда в область загадок и тайны.
Впрочем, антипатия и даже открытая война официальной церкви против всего
входящего и область магии, которая представляет собой род личного и
эмансипированного священства, - зависит от необходимых причин, па которых
основано социальное и иерархическое устройство христианского священства.
Церковь не признает магии, ибо она должна ее игнорировать или погибнуть,
как мы это
Позже и докажем; тем не менее, церковь признает, что ее таинственному
основателю поклонялись, когда он был еще в колыбели три мага, т. е.
священные посланники от трех частей известного в то время мира и от трех
аналогичных миров тайной философии.
В александрийской школе магия и христианство почти подают друг другу руку
под покровительством Аммония Сакка и Платона. Учение Гермеса почти
целиком находится в сочинениях, приписываемых Дионисию Ареопагиту.
Синезий намечает план трактата о снах, трактата, который позже был
комментирован Карданом, трактата, состоящего из гимнов, которые годились
бы для литургии церкви Сведенборга, если бы только церковь иллюминатов
могла иметь литургию. К той же эпохе пламенных абстракций и страстных
словопрений нужно отнести философское царствование Юлиана, называемого
отступником, за то, что в юности он, против своей воли, принял
христианство. Всему миру известно, что Юлиан был не прав, желая, не во
время, быть героем Плутарха, и, если можно так выразиться, был Донкихотом
|
|