|
посредством безумья приведет тебя к отчаянию. Ты захочешь над нею
смеяться и сможешь только скрежетать зубами, ибо книга эта для тебя будет
подобна тому подпилку в басне, сгрызть который пыталась змея и который
испортил ей все зубы.
Начну теперь серию посвящении.
Я сказал, что откровение - слово (le verbe). Действительно, слово или
речь (la parole) покров бытия и отличительный признак жизни. Всякая форма
- покров слова, потому что идея, мать слова, - единственный смысл
существования форм. Всякая фигура - знак; каждый знак принадлежит и
возвращается к слову. Вот почему древние мудрецы, устами Трисмегиста,
следующим образом формулировали свой единственный догмат:
- "То, что находится вверху, есть как бы то, что находится внизу, и то,
что находится внизу, есть как бы то, что находится вверху (т. е. подобно
тому, что находится вверху)".
Другими словами, форма пропорциональна идее, тень - мера тела,
вычисленная по отношению к световому лучу; ножны столь же глубоки, как
длинна шпага; отрицание пропорционально противоположному утверждению;
произведение равно разрушению в движении, сохраняющем жизнь, и нет в
бесконечном пространстве такой точки, которая но могла бы стать центром
круга, окружность которого увеличивается и бесконечно отступает и
пространство.
* "Сe qui est au-dessus est comme се qui est au-dessous, et ce qui est
au-dessous est comme ce qui est au-dessus"; "...quod est inferius est
sicut quod est superius; et quod est superius est sicut quod est
inferius..."
Следовательно, каждая индивидуальность может быть бесконечно
усовершенствована, так как мораль аналогична физическому устройству, и мы
не можем представить себе такой точки, которая не могла бы расшириться,
увеличиться и бросить лучи в философски бесконечный круг.
То, что можно сказать о всей душе, то же должно сказать и о каждой
отдельной се способности.
Ум и воля человека - инструменты неисчислимого значения и силы. Но ум и
воля имеют своим помощником и инструментом способность, слишком мало
известную, способность, всемогущество которой принадлежит исключительно
области магии; я говорю о воображении, которое каббалисты называют
"прозрачным" (diaphane) или "просвечивающим" (translucide).
Действительно, воображение подобно глазу души; в нем именно рисуются и
сохраняются формы; посредством его мы видим отражения невидимого мира;
оно - зеркало видений и аппарат магической жизни; посредством его мы
исцеляем болезни, влияем на времена года, удаляем смерть от живых и
воскрешаем умерших, ибо оно экзальтирует волю и даст ей власть над
мировым агентом.
Воображение обусловливает форму ребенка по чреве матери и устанавливает
судьбу людей; оно дает крылья заразе и направляет оружие на войне. -
"Находитесь ли вы в опасности во время битвы? Считайте, что вас нельзя
ранить подобно Ахиллу, и так оно и будет", - говорит Парацельс. Страх
притягивает пули, и храбрость заставляет ядра изменять свой путь.
Известно, что ампутированные часто жалуются на боль в членах, которых уже
нет. Парацельс оперировал над живой кровью, леча результат кровопускания;
он исцелял на расстоянии головные боли, оперируя над срезанными волосами;
он значительно опередил, благодаря науке воображаемого единства и
солидарности целого и частей, все теории или скорее все опыты наших самых
знаменитых магнетизеров. Поэтому его лечения были чудесны, и он заслужил
того, что к его имени Филиппа Теофраста Бомбаста было добавлено прозвище
Ореола Парацельса, с прибавкой эпитета "божественный"!
Воображение - инструмент "приспособления слова".
Воображение, добавленное к разуму, - гений.
Разум, как и гений, един во множестве своих дел.
Есть принцип, есть истина, есть разум, есть абсолютная и всеобъемлющая
философия.
Все существующее находится в единстве, рассматриваемом как принцип, и
возвращается к единству, как к цели.
Одно заключается в одном, т. е. все - во веем.
|
|