|
Колдун по отношению к магисту - то же, что суеверный и фанатик -
относительно действительно религиозного человека.
Прежде чем идти дальше, определим точно магию.
Магия, доставшаяся нам от магов, традиционная наука о секретах природы.
Благодаря этой науке адепт облечен относительным всемогуществом и может
поступать сверхчеловечески, т. е. таким образом, который выше
обыкновенного людского понимания.
Так, многие знаменитые адепты, как Меркурий Трисмегист, Озирис, Орфей,
Аполлоний Тианский и другие, назвать имена которых было бы опасно или
неудобно, обожались или призывались после смерти как боги. Так другие,
смотря по приливу и отливу общественного мнения, которое по прихоти
создает удачу, стали сообщниками ада или подозрительными авантюристами;
таковы - император Юлиан, Апулей, волшебник Мерлин и архиколдун, как
называли его в свое время, знаменитый и несчастный Корнелий Агриппа.
Чтобы достигнуть "sanctum regnum", т. е. науки и могущества магов, -
необходимы четыре вещи: ум, просвещенный изучением, ни перед чем не
останавливающаяся смелость, ничем непреодолимая воля и скромность,
которую ничто не в состоянии испортить или опьянить.
Знать, сметь, хотеть, молчать - вот четыре слова мага, начертанные на
четырех символических формах сфинкса. Эти четыре глагола могут
комбинироваться четырьмя способами и четырежды взаимно объясняются.*
* См. игру Таро.
На первой странице книги Гермеса адепт изображен в огромной шляпе,
которая нахлобучиваясь, может закрыть всю голову. Одна рука его поднята к
небу, которому он, по-видимому, приказывает посредством своей палочки,
другая - сложена на груди:* перед ним главные символы или инструменты
науки, а остальные он скрывает в сумке фокусника. Его тело и руки
образуют букву "алеф", первую букву алфавита, который Евреи заимствовали
от Египтян; но нам придется еще позже вернуться к этому символу.
* По-видимому, здесь вкралась досадная опечатка! Другая рука, на всех
изображениях Таро, лежит на столе, а по всем описаниям, - в том числе и
самого Элифаса Леви, - опущена... Напр. Папюс в своем "Таро цыган"
говорит: "...из которых одна опущена к земле, другая поднята к небу"...
(пр. перев.)
Поистине, маг - то, что еврейские каббалисты называют "микропрозопом", т.
е. творцом малого мира. Подобно тому, как первое магическое знание есть
знание самого себя, так и первое изо всех дел науки, заключающее в себе
все другие, и в то же время - принцип великого дела, - создание самого
себя; это слово требует объяснения.
Так как верховный разум - единственный неизменный и, следовательно,
вечный принцип, так как перемена есть то, что мы называем смертью, - то и
ум, сильно прирастающий и, до некоторой степени, отождествляющийся с этим
принципом, тем самым делается неизменным и, следовательно, бессмертным.
Понятно, что для того, чтобы неизменно прилепиться к разуму, необходимо
быть независимым от всех сил, которые посредством фатального и
необходимого движения производят перемены жизни и смерти. Уметь страдать,
воздерживаться и умирать - таковы, следовательно, первые секреты,
ставящие нас выше страдания, чувственных похотей и страха небытия.
Человек, ищущий и находящий славную смерть, верит в бессмертие, и все
человечество верит в него с ним и для него, так как оно воздвигает ему
алтари или статуи в знак бессмертной жизни.
Человек становится царем животных, только укрощая или приручая их; иначе
он будет их жертвой или рабом. Животные - изображение наших страстей; это
- инстинктивные силы природы. Мир - поле битвы, которое свобода
оспаривает у силы инерции, противопоставляя ей деятельную силу.
Физические законы - жернова, в которых ты будешь зерном, если не сумеешь
стать мельником.
Ты призван быть царем воздуха, воды, земли и огня; но, чтобы царствовать
над этими четырьмя символическими животными, надо победить и поработить
их.
Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, -
должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его
человеческую голову, чтобы владеть словом, - орлиные крылья, чтобы
завоевывать высоты, - бока быка, чтобы обрабатывать глубины, и львиные
когти, чтобы расчищать себе место направо и налево, вперед и назад.
|
|