|
недомогание, может даже привести к слабоумию. На начальных стадиях она
проявляется как нечувствительность и усталость, и если учащийся про-
должает медитацию в таком состоянии, последствия могут быть серьезны-
ми. Нельзя продолжать медитацию, если чувствуется усталость, но надо
ее прекратить при первых же признаках недомогания. Все эти опасности
могут быть предотвращены, если есть здравый смысл и если помнить, что
тело всегда должно разрабатываться постепенно и выстраиваться медлен-
но. В замыслах Великих спешке нет места.
Безумие. Это зло часто поражает ревностных учащихся, которые излиш-
не упорствуют или опрометчиво пытаются пробудить священный огонь при
помощи дыхательных упражнений и тому подобной практики; они оплачивают
этот свой натиск потерей рассудка. Огонь идет не по должному геометри-
ческому пути, нужные треугольники не формируются, и электрический флю-
ид со все возрастающей скоростью и теплотой устремляется вверх, бук-
вально сжигая всю или часть мозговой ткани, что приводит к безумию, а
иногда и к смерти.
Когда эти факты будут более широко известны и открыто признаны,
врачи и специалисты по мозгу будут более тщательно исследовать элект-
рическое состояние позвоночного столба, соотнося его с состоянием моз-
га. Так будут достигнуты хорошие результаты.
Опасности для нервной системы
Недомогания, связанные с нервной системой, более часты, чем те, что
поражают мозг, такие как безумие и разрушение мозговой ткани. Почти
все, занимающиеся медитацией, сознают ее действие на нервную систему;
иногда оно проявляется в виде бессонницы, возбудимости, напряженности
и беспокойства, которые не позволяют расслабиться; раздражительности,
возможно, не свойственной человеку, пока он не стал медитировать; по-
дергивания конечностей, пальцев или глаз; депрессии или понижения жиз-
ненности и многих других проявлений стресса и нервозности в зависимос-
ти от природы и темперамента. Нервозность может быть сильной или лег-
кой, но я категорически заявляю, что ее не должно быть, если учащийся
соблюдает законы здравого смысла, терпеливо изучает собственный темпе-
рамент и не слепо следует формам и методам, а настойчиво выясняет, по-
чему необходимо такое-то действие. Если бы изучающие оккультизм более
мудро дисциплинировали свою жизнь, более объективно относились к проб-
леме пищи, выдерживали необходимые часы сна и работали осторожно и
медленно, а не под влиянием импульса (какой бы высокой ни была устрем-
ленность), были бы налицо большие результаты и у Великих были более
квалифицированные помощники в деле служения миру.
Я не собираюсь в этих письмах разбирать специфические болезни мозга
и нервной системы. Я лишь хочу дать общие указания, предостеречь и
(чтобы вас подбодрить) подчеркнуть, что позднее, когда мудрые Настав-
ники будут с людьми и будут открыто учить в особых школах, многие виды
мозговых недомоганий и нервных расстройств будут излечиваться благода-
ря медитации, умело подобранной по индивидуальной потребности. Соот-
ветствующие медитации будут рекомендоваться для стимуляции пассивных
центров, направления внутреннего огня по нужным каналам, равномерного
распределения божественной теплоты, встраивания ткани и целительства.
Время для этого еще не пришло, хотя оно и не так далеко, как может
представляться.
Опасности для половых органов
Опасность чрезмерной стимуляции этих органов теоретически хорошо
осознается, и я не собираюсь долго на ней останавливаться сегодня. Но
хочу подчеркнуть, что эта опасность очень реальна. Причина в том, что,
чрезмерно стимулируя эти центры, внутренний огонь всего лишь следует
линии наименьшего сопротивления, соответствующей поляризации расы в
целом. Поэтому учащемуся приходится совершать два действия:
а. Ему приходится удалять свое сознание из этих центров, что нелег-
ко, так как подразумевает преодоление результатов многовекового разви-
тия.
б. Ему приходится направлять внимание творческого импульса на мен-
тальный план. Если это осуществляется успешно, он направляет актив-
ность божественного огня в горловой центр и соответствующий головной
центр, а не в низшие органы воспроизведения. Стало быть очевидно, по-
чему - если человек не очень продвинут - ему нецелесообразно в началь-
ные годы тратить много времени на медитацию. Мудрое древнее правило
брахманов гласит, что человек молодые свои годы обязан отдать дому и
хозяйству и только когда он исполнит свой долг как человек, ему дозво-
ляется отдаться жизни подвижника. Это правило для средних людей. У
продвинутых эго, учеников, не так; каждый из них должен прорабатывать
собственную индивидуальную проблему.
29 июля 1920
Опасности, обусловленные Кармой учащегося
|
|