|
Есть также и в природе много вещей, которые представляются чудесами идеи или
образа высших движений; так не только естественные вещи, но даже и
искусственные достаточно часто получают отрицательные свойства, и, это
происходит особенно тогда, когда душа тела, которая действует, привязывается к
тому, кто на нее влияет, и это заставило говорить Авиценну, что все, что
делается здесь, прежде находится в движении и идеях звезд и сфер. Таким образом
производятся и совершаются во всех различных вещах эффекты различные
отличительных склонностей и нравов, не только благодаря отличительным
расположениям материи, но посредством разных влияний, которые они получают, и
их отличительным формам, не по специфическому отличию, но по отличию присущему
и частному. И даже Бог, который есть первопричина всех вещей, распределяет
разно свои степени, пребывая все тем же, сообщается с ними и распределяет все
их, как ему нравится, и вторичные ангелические и небесные причины сотрудничают
с ним, располагая телесную материю и другие вещи, которые им подчинены. Так Бог
сообщает всем свойствам посредством Мировой Души, благодаря особой силе идей
или образов и духов, которые руководят, делая стечение лучей и аспектов звезд,
и с помощью гармоничного и особенного концерта.
Глава тринадцатая
ОТКУДА ПРОИСХОДЯТ ОККУЛЬТНЫЕ СВОЙСТВА ВЕЩЕЙ
Всем известно, что магнит имеет особое свойство притягивать железо и стоит
только к нему поднести алмаз, как это свойство у него исчезает; также амбра и
балатиус, натертые и нагретые, поднимают солому; камень асбестус, будучи зажжен,
никогда не гаснет или только с трудом. Карбункул (темно-красный рубин)
светится в темноте. Азритес усиливает плод женщины или растения. Яшма
останавливает кровь. Маленькая рыбка, называемая Ошинес, мешает движению судна
и утишает бурю. Сжигание хамелеона через конечности вызывает дожди и громы.
Камень гелиотроп суживает зрение окружающих и делает того, кто его носит,
невидимым. Камень линкур очищает глаза. Липпар созывает животных. Синохитид
заставляет прийти чертей преисподней. Анахитид заставляет явиться небесных
духов. Ансит, положенный на спящих и видящих сны людей, заставляет их угадывать
будущее. Говорят, в Эфиопии есть трава, которая высушивает пруды и открывает
все, что закрыто. В истории видим обычай царей Персии давать своим послам траву
Латакс, чтобы не пропустили ничего, где бы они не прошли. Есть еще трава из
Спарты или из Тартарии, о которой говорят, что, попробовав ее или положив в рот,
можно было затем 12 дней без пищи и воды спокойно существовать; и Апулей
говорит, что он узнал от Бога, что есть много видов трав и камней, с помощью
которых люди могут постоянно сохранять себе жизнь, но что он не разрешил людям
узнать их, т.к. даже когда они живут мало, они не прекращают стремиться ко злу
и совершать все виды преступлений, а если бы они жили дольше, они атаковали бы
самого Бога. Но ни один из авторов, которые писали толстые тома о свойствах
вещей, не объясняли, откуда происходят эти свойства, ни Гермес, Бохус, Арон,
Орфей, Теофраст, Тацит, Зенофем, Зороастр, Эвакс, Диоскорид, Исаак Еврей,
Захария Вавилонянин, Альберт, ни Арнольд; и, тем не менее, они все говорили то
же, что писал Захария Митридату, что есть великое свойство в камнях и травах, и
что участь людей зависит от него. Чтобы знать, откуда оно происходит,
необходимо глубокое умозрение. Александр Перипатетик, не покидая своих мнений и
качеств, убежден, что они происходят из элементов и их качеств, чему можно было
бы верить, если бы их качества были бы того же вида, и если бы многочисленные
действия камней делали что-либо подобное в виде и роде того же вида и сорта.
Вот почему Академики, следующие мнению Платона, присваивали эти свойства идеям,
которые формируют вещи: Авиценна хочет, чтобы они происходили от духов, Гермес
от звезд, а Альберт сводит те действия к специфическим формам вещей. И хотя
находят разницу во мнении этих разных авторов, тем не менее ее нет, когда
хорошо поймут их те, кто удалился от истины, т.к. все речи этих авторов
относятся к одному и тому же действию во многих вещах. Так Бог, который есть
цель и источник всех свойств, придавая печать своих идей духу его министров,
которые верно исполняя их, сообщают свойство идеи вещам, доверенным им на
небесах и звездах, которые ожидают или расположены заранее как инструменты к
восприятию форм, которые как сообщает Платон в своем Тимее, пребывают в Боге по
выводу из звезд, и Тот, кто дает формы, их распределяет через посредничество
духов, которых он воздвиг, чтобы вести и наблюдать Его творенья, и которым Он
дал власть в вещах, так что все свойства камней, трав, металлов и всех
остальных вещей дарованы духами, которые руководят. Форма и свойства происходят
сначала от идеи, затем от духов, которые руководят и управляют или
предводительствуют, затем аспектами небес, и, наконец, от комплекции элементов,
которые предрасположены соответствовать влияниям небес. Действия происходят в
вещах в таком виде, что мы здесь внизу видим это посредством точных форм, а в
небесах — посредством форм, которые располагаются в духах, способами медитации
— во Владыке или Архетипе, или благодаря идеям или образцовым формам, которые
должны подходить в выполнении всех эффектов и любого свойства.
Таким образом, есть замечательное свойство и действие у любой травы и каждого
камня, но они значительно больше в звездах, сверх того каждая вещь берет или
получает много от духов-руководителей, и особенно от Первой Причины, которой
все законченные вещи взаимно соответствуют; и те и другие, сообразуясь в
гармоничном концерте, некими гимнами, возносят Верховному Владыке, так что
святые отроки из печи халдейской призвали их туда своей песней. Благословите
Господа всех вещей, что произведены на земле и всего, что движется в водах,
всех птиц небесных, зверей и животных и присоединитесь к строкам человеческим.
Ибо вовсе нет другой причины, необходимой для эффектов, связи всех вещей с
|
|