|
другой потерпел поражение от армии лигурийцев, в соответствии с предсказаниями
внутренностей. Считалось, что эти Предсказания происходят по божественному
свойству и посредством демонов. Вот почему древние отмечали как вещь большой
важности все, Что во внутренностях попадалось необычного, как это случилось с
Суллой, который увидел подобие венца наверху печени, когда приносил жертвы в
Лоренции, что авгур ему интерпретировал как знак победы и признак того, что он
будет царем. Следует также рассматривать цвет внутренностей. Лукиан дает
упоминание всех этих вещей. Эта наука была в прежние времена в столь большом
почете, что к ней были привязаны самые могущественные и мудрые люди, и даже
Совет и цари не предпринимали ничего, не вопросив авгуров; но сегодня все это
упразднено, как по невежеству, так и властью самых влиятельных людей.
Глава пятьдесят шестая
О ПРЕДСКАЗАНИЯХ ПО ЗАРНИЦАМ И МОЛНИИ, И КАК СЛЕДУЕТ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ЧУДОВИЩ И
ЧУДЕСА
Поэты и жрецы Тосканы научили нас интерпретировать вспышки молнии. Они
установили 12 областей воздуха или неба, и дали каждой особое имя; кроме того —
12 видов молний и 9 богов, которые испускают их, давали смысл каждому, что он
означает. Чудовища и чудеса означают нечто удивительное и большое всякий раз,
когда они случаются; но нужно, чтобы интерпретирующие умели их хорошо
разгадывать. Они должны сопоставлять предзнаменования с жизнью царствующих особ,
с делами и интересами государства. Посредством небесных тел, различных чудес и
чудовищ можно сделать предупреждения об опасности, или, наоборот, о хороших
событиях, которое может произойти в государстве. Одновременно нужно рассмотреть,
что происходило подобного в прошлых веках и что следовало за этим и
соответственно этому предсказывать то же или подобное, т.к. подобное имеет те
же знаки, те же отношения и те же сходства. Так, чудовища и чудеса появились
перед рождением и смертью многих замечательных людей и многих царей; Цицерон
сообщает, что маленькому Мидасу, когда он спал, муравьи набросали лесных зерен,
что предвещало великие богатства; также Платону, когда он спал в колыбели, в
рот заползли пчелы, предвещая ему красноречие. Гекуба, беременная Парисом,
видела в одном из своих снов, появление пылающего факела, который должен был
сжечь Трою и всю Азию. Мать Фаларисей видела Меркурия, который разливал кровь
по земле, наполнив ею весь дом. Все эти сны подтверждались и сопровождались
чудесами. Жена Тарквиния Древнего, увидев пламя вокруг его головы, предсказала
ему, что он будет царем. Также, после взятия Трои, Эней, споря со своим отцом,
кому из них двоих оставаться в царстве, а кому уехать, увидел пламя вокруг
головы Аскания, не причинившее ему никакого вреда, которое предсказывало, что
он будет царем, что и заставило Энея уехать. Все значительные события и
поражения предшествовались чудовищами и чудесами: у Плиния видим, что в
консульство Марка Аттилия и Гая Порция был дождь из молока и крови,
предсказавший, что в будущем году в Риме будет большая эпидемия чумы. Во время
войны с кимврами в небе было слышно, как звенит оружие и трубы. И Тит Ливий о
войне в Македонии, говорит, что в год выступления Ганнибала был кровавый дождь
в течение двух дней; он говорит еще, рассказывая о второй Пунической войне, что
с неба падала вода, смешанная с кровью, как во времена разграбления Италии
Ганнибалом. Шум оружия слышали в Лакодемоне в храме Геракла незадолго перед
несчастьем, происшедшим при левктрах; в то же время двери храма Геракла в Фивах,
которые были закрыты, открылись сами собой, а оружие, висевшее на стенах,
оказалось на земле.
Нужно предсказывать подобные события относительно подобных вещей, как это
предсказывали в прежние времена, но следует хорошенько знать влияния небесных
тел и тщательно следить за ними; мы поговорим об этом более широко в дальнейшем.
Глава пятьдесят седьмая
О ГЕОМАНТИИ, ГИДРОМАНТИИ, АЭРОМАНТИИ И О ПИРОМАНТИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЕТЫРЬМЯ
СПОСОБАМИ ДЕВИНАЦИИ ПО ЭЛЕМЕНТАМ
Даже элементы предсказывают нам различные события, откуда происходит четыре
знаменитых вида девинации: геомантия, гидромантия, аэромантия и пиромантия,
берущие от них свои названия, владением которых похвалялась волшебница у
Лукиана: "Ибо, — говорит она, — земля, воздух, огонь, море, долины, скалы и все
вещи скажут правду".
Первой является геомантия, предсказывающая будущие вещи, посредством движений
земли, ее шумов, содроганий, разделений, ее поглощений, испарений и других
впечатлений, использованию которых учит араб Альмадель.
Гидромантия гадает по впечатлениям от воды, по ее токам и притокам, по ее
возрастаниям и переполнениям, и по ее понижениям, по ее цвету и по другим вещам,
к которым еще добавляются видения в воде, являющиеся родом девинации, который
нашли персы. Варрон дает пример маленького мальчика, который увидел в воде
фигуру Меркурия, предсказавшего успех войны с Митридатом. И Пифагор также
практиковал это искусство. Ассирийцы почитали некий вид гидромантии,
называвшийся эланомантия: в бассейн, наполненный водой, бросали пластинки или
дощечки из золота, серебра, драгоценные камни, на которых писали имена и знаки,
с чем можно сопоставить искусство, благодаря которому выражалось фигурными
знаками и изображениями, то, что желали узнать при плавлении свинца и воска,
брошенных в воду. Существовали прежде источники, служившие авгурами будущих
событий, как сейчас еще источник Патрас в Ахане и источник Эпидавра, названный
источником Юноны; о них мы будем говорить впоследствии, когда будем трактовать
оракулы. Здесь можно еще добавить об ауспициях или авгурах по рыбам, которые
|
|