|
на птиц и на других зверей, благодаря которому они могут предвещать успех,
имеющий отношение к людям. Итак, естественное чутье, как говорит Гийом
Парижский, выше всякого человеческого понимания, ближе всего к прозрачному и
пророческому дару и совершенно ему подобно; это чутье дает естественно
замечательный блеск девинации некоторым животным, которые распознают, благодаря
этому чутью воров, людей прячущихся и неизвестных им; они их находят и ищут и
бросаются на них, кусают и рвут; благодаря подобному чутью грифы распознают
падаль и битвы, которые должны пройти, собираются в тех местах, где они должны
произойти, предвидя, что они поживятся и что найдут трупы для лакомства.
Благодаря такому же чутью куропатки узнают свою мать, которую никогда не видели
и покидают куропатку, которая похищала яйца у их матери и высиживала их.
Благодаря тому же чувству, душа человека, ничего не зная заранее, чувствует
определенные вредные земные вещи, Откуда происходит ужас во многих людях. Так
один вор, который спрятался в доме, и о котором никто не знает, внушает страх и
беспокойство духа некоторым людям, которые живут в этом доме и находятся там,
но вероятное, не всем, т.к. этот свет сообщается не всем людям, но некоторым.
Также, одна потаскушка, спрятанная в большом доме, ощущалась некоторыми, хотя
они не знали, что она там была. В истории находим, что некий Гераиск Египтянин,
кудесник, распознавал развратных женщин не только по глазам, но чуть ли не
заслышав их голос издалека, и что прежде всего у него сильно заболевала голова.
Гийом Парижский сообщает, что в его время одна женщина, любившая мужчину,
благодаря этому чувству предчувствовала его за два лье, когда он направлялся к
ней. Он рассказывает, что один самец аист нашел свою подругу в прелюбодеянии,
после чего он собрал большое количество аистов, открыв им свое горе, аистиха
была, как бы по всеобщему суждению, ощипана и разорвана на куски. Гийом
сообщает также, что один конь, сам того не зная, жил со своей матерью, заметив
это впоследствии, он оторвал себе гениталии с силой кусая сам себя, чтобы
отомстить себе за кровосмешение. Аристотель, Варрон и Плиний не рассказывали
подобных вещей о лошадях. Плиний даже сообщает, что один аспид, который
постоянно кормился за столом у некоего египтянина, видя, что один из его
малышей убил ребенка хозяина, сам предал смерти змееныша и больше не оставался
в доме и никогда не приходил туда. Из этих примеров видно, как может на
некоторых животных нисходить свет предсказания; ибо, следуя доктрине платоников,
есть в вещах низших определенное влияние, которое заставляет их
соответствовать почти во всем с высшими вещами и, таким образом, молчаливая
настройка животных согласуется с божественными телами. Их тела имеют свойства и
действия, которые отвечают их констелляциям. Итак, нужно рассматривать животных
как принадлежащих Сатурну, соответствующих Юпитеру, зависящих от Марса, а также
от других планет, и извлекать авгуры и предсказания соответственно их свойствам.
Так, зависящие от Сатурна и Марса, есть все хищные и дикие птицы, как совы,
потому что сова, являющаяся птицей Сатурна, слывет дурным предзнаменованием,
как об этом говорит поэт: "трусливая сова, эта мерзкая птица — вестник
несчастий грядущих — есть плохая примета для смертных, но лебедь, прелестная
птица, посвященная солнцу, является одним из очень счастливых предзнаменований,
особенно в водных ауспициях", — как говорит Овидий. Среди прочих есть птицы,
которые составляют предзнаменования по их крикам и пению, как например, ворон,
сорока, ворона, о которых также говорит Вергилий: "зловещая ворона часто
предсказывает нам несчастье, будучи на верхушке дерева".
Птицами, предсказывающими будущее по полету, являются луни, орлы, ястребы,
грифы, журавли, лебеди и тому подобные и следует принимать во внимание скорость
их полета, летят ли они направо, сколько их вместе, или в каком числе они
вместе летят; так, когда журавли летят быстро, они указывают на бурю, когда они
летят медленно, и без шума, — они предвещают хорошую погоду. Когда летят вместе
две вредные птицы, они являются скверным признаком, т.к. это означает смятение.
Но лучшим и наиболее чудесным видом авгура является тот, кто понимает язык
животных, как это делали среди древних — Меламп, Тирасий, Фалес и Апполоний из
Тианы, которые понимали его очень хорошо и совершенствовались в этом, о чем
рассказывает Филострат и Порфирий. Однажды Апполоний, услышав громкий щебет
воробьев сказал своим друзьям, что одна из этих птиц сообщала остальным о том,
что осел, груженый хлебом упал у малых ворот города, рассыпав хлеб; будучи
поражены рассказом Апполония, все пошли смотреть, произошло ли то, что сказал
Апполоний, и были весьма удивлены, когда увидели подтверждение. Гермес говорит,
что если кто-либо будучи на охоте в первый день ноября, сварит вместе с сердцем
лисы первую захваченную птицу, то все, кто съедят это, делаются понимающими
язык животных. Арабы тоже сообщали нам, что они понимают мысли животных, поедая
сердце или печень змей; а Прокл считал и сообщил нам, что сердце крота
способствует изречению предсказаний. Существует также девинация, извлекаемая
посредством внутренностей и фибров жертв при жертвоприношении, это первым
испытал маг, о котором упоминает Лукиан. Среди внутренностей печень римляне
почитали основой гадания. Авгуры, желая увидеть будущее, смотрели прежде всего
на печень: ее цвет, расположение, размеры. Благодаря такому методу было
предсказано поражение войск Помпея и победу армии Цезаря. Плохим
предзнаменованием было, когда жертвенное животное убегало с алтаря, или когда
кричало при его заклании, или падало в неподходящую сторону. Известно, что в
тот день, когда Цезарь выехал в пурпурной одежде в золотом кресле, то при
жертвоприношениях, которые он делал, у животных дважды не находили сердца — это
оказалось плохим предзнаменованием. Мы видим также, что при жертвоприношении
Цезаря Гая и у Марка Марцелла, когда консулы Клодий и Луций Петелий заклали
жертвы, печень тотчас же испортилась, а немного позже, последний заболел, а
|
|