Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Магия :: Курт Зелигманн - История магии и оккультизма.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 181
 <<-
 
Зловредные губы, зловредные слова, - 
Дух Неба, помни! 
Дух Земли, помни!(.
  
Существовали заклинания против самых разнообразных  черномагических операций и 
против вездесущих демонов, тайно  проникающих в дома, подобно змеям, приносящих 
женщинам бесплодие,  ворующих детей, а подчас и обрушивающихся на всю страну, 
подобно  беспощадным азиатским воинам:   

Они нисходят на земли, [покоряя их] одну за другой, 
Они возвышают недостойного раба, 
Они изгоняют свободную женщину из дома, где она рожала детей, 
Они выбрасывают юных птенцов из гнезда в пустоту, 
Они гонят перед собой волов, они уводят прочь ягненка, 
Злые, лукавые демоны(*.
  
Правда, среди страха и смятения слышны и голоса, утверждающие мир  и покой; 
заклинания идут рука об руку с гимнами и славословиями. Сохранились фрагменты 
таблички с клинописным текстом, гласящим:  "Гирлянды цветов... возвышенный 
пастырь... на тронах и алтарях... мраморный скипетр... возвышенный пастырь, 
Царь, пастырь народов...". Но эти песни мирного времени смолкали, как только 
демон-губитель  Намтар расправлял свои черные крылья. Тогда страждущим 
приходилось  вспомнить о Мулге, владыке бездны, и о его свите - духах планет. В 
 смертельном ужасе они взывали к богам и духам, о которых успели  позабыть в 
дни процветания, - ибо люди столь же забывчивы, как и боги,  созданные по их 
образу и подобию.
  
Дух Мулг, Владыка земель, помни.
Дух Нин-гелаль, Владычица земель, помни.
Дух Ниндар, могучий воин Мулга, помни.
Дух Паку, возвышенный разум Мулга, помни.
Дух Эн-Зуна, сын Мулга, помни.
Дух Тишку, Владычица сонмов, помни.
Дух Уту, Царь Справедливости, помни...( (( .
  
Таков характер многих клинописных надписей, обнаруженных в  царской библиотеке 
Ниневии, в которой царь Ашшурбанипал в VII веке до  н.э. собрал древние 
аккадские тексты. Смысла их к тому времени уже не  понимали, - но тем б(льшая 
магическая сила им приписывались. Считалось, что если эти таинственные формулы 
повторялись из века в  век, то эффективность их не подлежит сомнению. Схожее 
представление о  том, что магическое слово должно сохраняться в первозданном и  
неизменном виде, встречается и у многих других древних народов. Более  того, 
претерпев, по сути, лишь незначительные модификации, это поверье  дошло до 
наших дней. Преклоняясь перед оригинальным текстом Священного  Писания, 
католики и иудаисты продолжают читать свои молитвы  соответственно на латыни и 
иврите, несмотря на то, что эти языки давно  мертвы, - как в эпоху правления 
Ашшурбанипала был мертв язык аккадцев.
По древним аккадским текстам можно составить достаточно четкое  представление о 
том, как относились их авторы к сверхъестественным  явлениям. Добро и зло для 
них были продуктами деятельности добрых и  злых духов, которых посылали на 
землю добрые и злые боги. Мир аккадцев  дуалистичен: исход борьбы между силами 
света и тьмы еще не предрешен. Над противниками в этой вековечной борьбе не 
властны никакие моральные  принципы: доброй или злой всякая сила оказывается 
лишь за счет  фатальной предопределенности. Добро могло порождать зло, как мы 
видим  на примере Мулга, который, не являясь всецело воплощением злого  начала, 
тем не менее, стал отцом Намтара, самого жестокого из демонов. Добро и зло не 
обязательно находятся по разные стороны баррикад: в  мрачной бездне Мулга 
обитают некоторые благие духи, а вредоносные  демоны уживаются на небесах бок о 
бок с милосердными богами. Учитывая  все это, человек непременно пал бы жертвой 
царящего во вселенной  хаоса, не прибегни он к магическому искусству для защиты 
от пагубных  влияний.
Магия позволила человеку организовать общество и упорядочить свою  повседневную 
жизнь. Благодаря магии процветали искусства, преуспевали  торговцы, воины 
покоряли новые земли, над святилищами поднимался дым  сжигаемых подношений, 
охотники блуждали в поисках добычи в северных  горах, мудрецы собирались в 
царском дворце обсуждать государственные  дела. Дошедшее до нас наследие 
древних народов Междуречья  свидетельствует о высокоразвитой культуре, 
утонченном вкусе и остром  чувстве прекрасного. Мы до сих пор любуемся 
прекрасными ремесленными  изделиями той эпохи, изготовленными из металла, камня,
 дерева, раковин  и прочих материалов. В этих произведениях элегантность 
гармонично  сочеталась с простотой, откровенная помпезность - с глубоко личными 
 переживаниями, добродушный юмор - с жестокостью.
  
[Илл. на стр. 3. 1. Раковинная плакетка из Ура.]

Древние эламитяне изображали своих богов в обличьях животных. Но  у шумеров и 
аккадцев на смену животным богам пришли человекообразные. Животное начало было 
подчинено человеческому. На арфе царя Ура  изображен мифический герой Гильгамеш,
 стиснувший в мощных объятиях  двух быков. Далее мы видим льва и пса, несущих 
подношения божествам;  медведя, держащего арфу, "которая преисполняет радостью 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 181
 <<-