|
Со-масонство происходит от французской ложи «Великий Восток Франции». Согласно
решению английского руководства, эта организация является незаконной, и ни один
английский масон не должен работать с со-масонами.(* Незадолго перед этим Яркер
установил связи между своими тайными платными организациями и со-масонством,
возглавляемым Анни Бе-зант. В свой обряд он принял Веджвуда, основателя нелепой
со-масон-ской организации «Verulam working». Впоследствии Веджвуд стал
епископом Либерально-католической церкви, но, в конечном счете, был отстранен
от чтения проповедей: прихожане не одобрили его привычку обнажаться на амвоне.)
В данный момент к масонам, установившим контакт с д-ром Штайнером, относятся
как к чудакам, изобретающим фиктивные ступени. Если члены английской Великой
Ложи столкнутся с какой-либо организацией, называющей себя «Эзотерическим
масонством» или имеющей отношение к чему-то подобному, и если, к тому же,
лидеры этой организации окажутся членами Т.О. или жителями Берлина, то никто из
англичан даже не задумается о том, что представляет собой д-р Штайнер и какова
сущность его работы. Они просто скажут: «Ни один английский масон, будь он
франкмасоном или членом традиционной ложи, не сможет вступить в общество,
разрабатывающее псевдомасонские ритуалы»! И ни один из представителей
традиционного или франкмасонства не будет посещать какие-либо собрания или
получать посвящения в этой незаконной организации. Вот и все!
Если это произойдет, тогда мы, кто принадлежит к ложе д-ра Штайнера и также
является франкмасонами, окажемся в плачевном состоянии. В настоящее время ваша
организация привлекла бы только меня, ну, может быть, и д-ра Фелкина. Но если
Эзотерическое масонство будет очернено в Англии, а на Союз будет наложен запрет
и, более того, если против него предпримут санкции, ни один английский масон не
пожелает вступить в эту организацию.
После всех этих отрезвляющих новостей вы, пожалуй, спросите, что я могу
посоветовать....Скорее всего, ничего утешительного, что могло бы исправить
положение дел. И все же у меня есть одно деловое предложение. Нужно начать
учреждение Союза. Пусть господа S. и С. получат все имеющиеся манускрипты,
которые они могут получить, и пусть они установят отношения с организациями
группы №2 и предоставят им материал с изложением в письменной форме вашего
учения. Причем, он должен быть вручен руководителям лож, которые появятся в
результате основания Союза. Затем не следует вмешиваться во внутренние дела лож
или пусть они сформируют комитет под управлением д-ра Штайнера с его
представителями. Во всем этом не должно быть никакой спешки. Система
привлечения в ложи таких людей как д-р Фелкин для взращивания «ростков» новой
организации непосредственно внутри второй группы самая практичная. И, вероятно,
хорошо сработает, если вступить в английскую ложу, разъезжать между Англией и
континентом и получать учение в письменной форме.
Но если в Англии будет учреждена ложа Континентального Ордена, д-р Штайнер
столкнется с трудностями, касающимися отношения к этому английского масонства.
Это по-настоящему серьезно, и это не поймет не только ни один член Т.О., но
даже любые континентальные франкмасоны. Учтите положение, в котором окажемся мы
с д-ром Фелкином: нам запретят иметь любую связь как с франкмасонами (т.е.
практически со всеми ложами группы 2), так и с Союзом. Мы снова окажемся в
изоляции и не сможем принести никакой пользы нашему общему делу. Если бы д-р
Штайнер побеседовал с некоторыми из неотеософов, он сразу по нял бы все мои
опасения. Оптимальным решением будет только компромисс. Успеха можно достигнуть
только в том случае, если Штайнер откажется от названия «Эзотерическое
масонство» и, возможно, позволит проводить ритуал, похожий на те, которые
используются в Societas Rosicruciana или в S(tella) M(atutina), а также если
руководство в Англии будет представлять собой смешанную группу, включающую
лидеров главных герметических лож, и т.д. (...) а также членов Т.О. и тех
немногих, кто присоединится к какой-либо организации, учрежденной д-ром
Штайнером. Иначе, боюсь, что в Союз вступят лишь немногие из членов Т.О. и те,
на кого д-р Фелкин и я (...) имеем прямое непосредственное влияние. В форме
ответвления теософии или же в форме иностранной навязанной масонской ложи, Союз
вызовет против себя все возможное предубеждение. Мы оба, преданные д-ру
Штайнеру, будем сожалеть об этом.
Это письмо, очевидно, заметно повлияло на планы Штайнера. Когда после Первой
мировой войны он приехал в Англию учреждать официальную организацию, в ней не
предусматривалось никаких ритуальных посвящений Эзотерического масонства.
Вместо этого было организовано открытое общество, по своей структуре сходное с
Теософским.
На основе наблюдений, сделанных в Германии, д-р Фелкин создал для «Stella
Matutina» новое описание ступеней Старшего Адепта, Свободного Адепта и Магистра
Храма. Я изучал эти ступени по рукописи и пришел к выводу, что за исключением
усовершенствований, несомненно, сделанных Фелкином(*При создании этих ритуалов
Фелкин к тому, что он видел в Германии, всего-навсего добавил выдержки из
довольно посредственной работы Мейбл Коллинз «Свет на тропе» и из египетского
«Папируса Ани».), они имеют явное сходство с IV, V и VI ступенями Ордена
Восточного Храма, в том виде, когда они еще не были реформированы Алистером
Кроули.
Пройдя ряд посвящений в Германии, д-р Фелкин и его жена на время уехали в Новую
Зеландию. Здесь они основали новый Храм своей организации «Stella Matutina» и
назвали его «Smaragdine Thalasses» («Изумрудное море»). Он был тесно связан с
новозеландским отделением розенкрейцерс-кого общества. Сначала Фелкины
намеревались навсегда поселиться в этой стране. Но осенью 1912г. умер
Микин(*"Известие о его смерти сильно удивило «астральных вождей» «Stella
Matutina»; они сообщили, что «он просто исчез»), который должен был принять на
|
|