|
было довести до очень высокой температуры, а восторг алхимика - до вышей
точки "контролируемого экстаза". И только тогда Камень в сосуде начинал
лучиться красным сиянием, а алхимик достигал экстатического единения с
божеством.
Тело, душа и дух сливались в идеальной и вечной гармонии цельного
человека. Экзальтация соответствует аркану Таро Колесница;
изображенный на этой карте колесничий разгадал загадку Сфинкса - четыре,
три и два сделались единицей. Становясь Философским Камнем, или Единым,
человек отождествляется со всей вселенной. Этот процесс - еще одна "малая
смерть"; пройдя через нее, алхимик полностью постигает магический смысл
цитированного выше изречения: "...если пшеничное зерно, падши в землю, не
умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".
Последние два процесса, мультипликация и проекция, необходимы из-за того,
что Великое Делание по своей природе циклично. Сначала Бог был Единым;
затем Он стал Двоицей - парой противоположностей; а затем, объединив эти
противоположности, сделался Троицей и Творцом, благодаря чему возникла
Четверица - материальный мир, символом которого считается число 4.
Прервать работу с Философским Камнем на стадии единицы, т. е. сразу после
экзальтации, означало бы пресечь нить жизни самой вселенной. Дух человека,
достигший единения со всей вселенной, должен стать частью ее извечных
жизненных процессов. На стадиях мультипликации и проекции вступает в силу
понятие Любви - Любви как завершения и нового начала Великого Делания.
"Любовь, - писал Элифас Леви, - это один из мифологических образов великой
тайны и великой деятельной силы, ибо она одновременно служит выражением
действия и страсти, пустоты и изобилия, копья и раны *". В ходе
"королевской свадьбы" мультипликации Единое становится Двумя, а Двое
воссоединяются (союз Йод и Хе в Тетраграмматоне и аркан Таро Влюбленные).
Бракосочетание серы и ртути символизирует плодотворный союз всех
противоположностей, содержащихся в Философском Камне.
От союза Двух возникает плодоносная сила Третьего. На стадии проекции
(аркан Таро Иерофант) Камень соединяется с неблагородным металлом.
Философский Камень здесь - это алхимическая параллель Духа Божьего,
простершегося над первозданными водами, одушевившего Первоматерию и
творящего все явления и вещи мира. Именно с этого алхимик когда-то начинал
свои труды. Так цикл Великого Делания замыкается.
Для некоторых адептов эти последние этапы Делания ассоциировались с
астральным телом, намек на которое они усматривали в разграничении,
проведенном святым Павлом между "душевным" и "духовным" телами ("...сеется
тело душевное, восстает тело духовное"). "В человеческом теле, - утверждал
Герхард Дорн, - сокрыта некая метафизическая субстанция, известная лишь
немногим; она не нуждается ни в каких лекарствах ибо сама по себе есть
лекарство, не подверженное тлению"; и далее: "В вещах природных заключена
некая истина, которую невозможно увидеть внешним оком, воспринять же можно
только разумом. Философы знали ее уже давно; они обнаружили, что сила ее
велика и способна творить чудеса... В этом-то и состоит все искусство
освобождения духа от сковывающих его цепей... То, что теперь называют
астральным телом или астральным светом (субстанцией, из которой состоит
астральное тело), - не подверженную тлению "метафизическую субстанцию"
Дорна, или "истину", воспринимаемую только разумом, - упоминают еще
несколько оккультистов и алхимиков эпохи Возрождения. Агриппа
Неттесгеймский в "Оккультной философии" пишет, что душа человека обретает
пророческий дар, когда превосходит свои природные ограничения и
высвобождается из телесных оков, разливаясь в пространстве, словно свет,
освободившийся из клетки фонаря. Это состояние наступает в результате
"постоянного устремления чистого тела к небесам" (аркан Таро Отшельник) -
устремления, которое в конце концов извлекает душу из тела и позволяет ей
в одно мгновение охватить все пространство и время. Согласно Парацельсу, у
человека три тела (соответствующие физическому телу, душе и духу): первое
- "элементальное", или физическое; второе - "звездное", или астральное; и
третье - "просветленное тело", или "искра Божия" (ср. "светящееся Я"
манихеев). Астральное тело спускается со звезд и состоит из наслоений,
окутывавших душу по мере ее нисхождения через планетные сферы. Оно
"превосходит все мерки Природы". Его "нельзя ни связать, ни схватить";
оно может "проходить сквозь стены и преграды, ничего
не ломая *".
Связь астрального тела с душой, занимающей промежуточное положение между
телом и духом (или разумом), позволяет прояснить природу существ,
обитающих на астральном плане, которые, как мы помним, не являются ни
материальными предметами, ни ментальными образами, но чем-то средним между
тем и другим. Согласно современным оккультным воззрениям, астральный план
- это область, в которую попадают наши желания, эмоции и чувства. С
физическим планом он связан точно так же, как эмоции человека - с его
физическим телом; вне астрального плана располагается "ментальный план",
местонахождение "духовных" существ. И хотя обитатели астрального и
ментального планов - продукты мышления и воображения (по крайней мере, до
некоторой степени), оккультисты либо убеждены, что эти создания обладают
независимым бытием, либо из соображений практического удобства допускают
такую возможность.
Парацельс утверждал, что физическое тело само по себе мертво, а
астральное
|
|