|
Хе Земля Холодная и сухая Женская Тело
Йод (1) - это Отец, активное начало Бога и вселенной. Хе (2) - это Мать,
пассивное начало. От их союза рождается Сын, Вау (3), который соответствует
Воздуху (продукту сочетания Огня и Воды) и уму (продукту сочетания воли и
понимания). И, наконец, от того же союза рождается Дочь, Хе (4),
соответствующая Земле и телу, сгущению или материализации первых трех
элементов.
Вторая Хе - это сестра-близнец и невеста Вау, подобная Еве. Ева была
сотворена из тела Адама тем же Отцом, который создал и самого Адама, и
стала супругой Адама (кроме того, сотворение Евы из тела Адама аналогично
эманации Божественной Мысли, которую излучает из себя Бог). Вау (ум) - это
принц, сын короля, который спасает заколдованную принцессу - вторую Хе
(тело) - и берет ее в жены. В результате этого вторая Хе восседает на трон
своей матери, первой Хе (понимание) и своими юными объятиями пробуждает к
жизни Йод (волю), Всеотца, благодаря чему начинается новый цикл процесса.
Эти причудливые семейные отношения символизируют весь ход вещей во
вселенной *.
Таким образом, ход вещей во вселенной цикличен (змея, кусающая
собственный
хвост), а Великое Делание - это замкнутый круг. В Тетраграмматоне - четыре
буквы, представляющие собой две пары противоположностей, и они же - три
буквы; а все имя замыкается в круг, образуя единицу - сущность Бога, ибо
Он Един.
Эта система резко противостоит более традиционным воззрениям, состоящим в
том, что для достижения совершенства необходимо сбросить с себя телесную
оболочку, избавиться от животной природы и разорвать связи с земным,
бренным миром. Согласно же этой системе тело, соединяясь с разумом,
порождает понимание; этот союз завершает один цикл и становится началом
цикла нового. Оккультист, по словам Дион Форчун, "не пытается бежать от
материи к духу, оставляя в тылу незавоеванное царство, чтобы как можно
скорее перейти в наступление".
В алхимии процессы сублимации, ферментации и экзальтации соответствуют
союзу тела и ума и восхождению их на трон понимания. При сублимации тело
испаряется и становится духом, а дух, в свою очередь, конденсируется в
тело; в результате дух и тело сливаются воедино и образуется духовное
тело. "Изначальную грязь", изгоняемую из тела, иногда называли "внешней
серой". Некоторые алхимики полагали, что каждая вещь содержит две серы -
внутреннюю и внешнюю. Внешняя сера - это зловонный, нечистый шлак, от
которого необходимо избавиться, но чистая внутренняя сера - ценный
компонент, и без нее Философского Камня не создать. Для алхимиков-христиан
внешняя сера, по-видимому, означала любовь к себе, а внутренняя - любовь к
Богу. Но некоторые алхимики, а также современные каббалисты понимают это
противопоставление двух сер несколько иначе. Сера вообще символизирует
желания, чувства и побуждения. Внутренняя сера означает глубинные
побуждения, столь популярную у гегельянцев и современных оккультистов
"истинную волю"; внешняя сера - поверхностные желания и интересы. Удаление
внешней серы при сублимации одухотворяет тело, освобождая его от
поверхностных, суетных побуждений и забот. Теперь алхимик становится
объектом свободной игры своих внутренних движущих сил. При ферментации
духовное тело объединяется с душой. Огненный принцип внутренней серы -
душа, или истинная воля, - воздействует на духовное тело как фермент, или
закваска, видоизменяя и окрашивая личность и преображая ее в "золото". В
процессе ферментации алхимик упоенно отдается своему внутреннему "я"; его
охватывает эмоциональное возбуждение, перерастающее в экстаз (аркан Таро
Сила). Современные оккультисты называют эту закваску "жизнью виноградного
сока" и "явлением Вакха". Кроули славит Вакха как муже - женщину и
богочеловека: "."опьяненный сладостью божественного винограда, более не
ведаешь ты ни бремени тела, ни томления духа". Обычное "я" мага - это
"толпа одичавших, истеричных женщин, обуреваемых непонятными и
непризнанными животными инстинктами; они раздирают в клочья Пенфея -
жалкого человеческого царя, тщетно пытающегося подавить их". Но Вакх,
истинное "я", "способен преобразовать это бессвязное буйство в
торжественную и гармоничную процессию, превратить завывание гиен в
симфонию пэанов, а бессмысленную ярость - в контролируемый экстаз *". Вакх
"дважды двойной" по своей природе: он - бог и животное, женщина и мужчина.
Он - истинное "я", человеческий эквивалент Бога или Тетраграмматона,
четыре буквы которого составляют две пары противоположностей; в процессе
ферментации также объединялись четыре компонента, ибо ртуть здесь
считалась двойной. Кроме того, некоторые алхимики утверждали, что ртуть и
сера представляют собой не одну, а две пары противоположностей. На внешнем
плане ртуть - это ртуть, но на внутреннем - сера; сера же на внешнем плане
- сера, а на внутреннем - ртуть. Иными словами, в каждой вещи заключена и
ее противоположность, и вещество, объединяющее серу и ртуть, объединяет
две пары противоположностей, т. е. оказывается "дважды двойным".
Вакхический экстаз ферментации ведет непосредственно к экзальтации, в
ходе которой человек становится Философским Камнем. Алхимики утверждали,
что на этом этапе материал в сосуде нестабилен, а следовательно,
возбуждение ферментации очень часто угасало и прерывалось, не давая
устойчивого результата. Чтобы достичь экзальтации, жар в печи необходимо
|
|