|
от меня, делающие беззаконие". В Деяниях Апостолов повествуется о том, как
некие иудеи пытались изгонять злых духов, заклиная их "Иисусом, Которого
Павел проповедует". Ответ злого духа: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а
вы кто?" - полностью противоречит магическим принципам, поскольку имя силы
должно срабатывать автоматически; впрочем, злые духи славятся своим
пристрастием ко лжи *. В древности была широко распространена вера в
существование тайного имени безграничной силы, произнеся которое, можно
получить власть над всей вселенной. В древнегреческом заклинании
призывается некий бог, "чье сокровенное имя непроизносимо; демоны, услышав
его, дрожат от страха; солнце и луна, услышав его, отвращают лики свои;
Аид, услышав его, приходит в волнение; реки, моря, озера и ручьи, услышав
его, покрываются льдом; скалы, услышав его, рассыпаются в прах **". Этому
имени подчиняются даже сами боги. В ассирийской надписи VII века до н. э.,
которая является переводом гораздо более древнего текста, повествуется о
том, как великого бога Эа призвали на помощь в борьбе с семью ужасными
демонами маским ("сидящими в засаде"). Эа говорит, что он - единственный,
кому ведомо высочайшее магическое имя. "Когда его произносят, склоняется
все сущее на небесах, на земле и в подземных областях. И одного этого имени
довольно, чтобы покорить маским и смирить ;их бесчинства. Сами боги связаны
этим именем и повинуются ему"* В иудейской традиции тайное имя безграничной
силы -это "истинное" имя ветхозаветного Бога. Со-" гласно книге "Сефер
Йецира", сотворение вселенной Со стояло в том, что Господь "запечатлел...
Имя Свое"; а в книге "Зогар" говорится, что десять сефирот "составля-1 ют
священное имя Бога", так как Бог сотворил вселенную, расширив свою
собственную сущность. Истинное' имя Бога -- это есть Бог; это - вселенная;
оно заключает в себе все вещи и властвует над ними. Поиски этого имени -
одна из главных целей каббалистической | магии.
В Библии приводится несколько имен Бога, и все они использовались в
иудейской и христианской магии. Эти имена - Эл, Элохим, Элоа, Саваоф,
Шаддаи, Адонаи, Иегова (Яхве), Иах (Ях) и Эхье. Слово "Эл" являлось просто
обозначением божества на финикийском, ассирийском и древнееврейском
языках. "Элохим" - множественное число от "Элоа", а "Элоа" также служило
обычным названием божества в древнееврейском языке; этот же корень
встречается в арамейском и арабском наименованиях бога. Имя "Саваоф"
обычно переводят как "Господь воинств", "Шаддаи" - как "Всемогущий",
"Адонаи" - как "Господь". В сущности, все эти имена означают просто "бог".
Личное имя ветхозаветного Бога - это Тетраграмматон, т. е. имя, состоящее
из четырех букв - YHVH (йод хе вау хе, которые пишутся на древнееврейском
языке справа налево). Во многих переводах Библии это имя передано как Яхве
или Иегова. Оно является формой глагола "быть" (хе вау хе) и означает "он
есть", "он существует". Первое лицо этого глагола - "Эхье", "я есмь"; оно
открылось Моисею при явлении Бога в горящем терновом кусте ("Эхье Ашер
Эхье", "Я есмь Сущий"). Имя "Иах" или "Ях" происходит от того же
корня и. возможно, является более древней формой имени YHVH. К
Тетраграмматону с древнейших времен относились с великим почтением. Из
уважения и, возможно, из опасения враждебной магии иудеи старались не
произносить его вслух. Произносили Тетраграмматон редко и так тихо, что
услышать его было невозможно. Во времена Иисуса Христа Тетраграмматон
звучал раз в году: его произносил первосвященник, вступая в святая святых
в День Искупления. Неслышно это имя первосвященник повторял ежедневно во
время благословения сынов Израилевых (согласно Книге Чисел 6:24-27) после
богослужения в Иерусалимском храме. Во время обычных богослужений,
совершавшихся простыми священниками, Тетраграмматон не произносился вовсе,
а в Священном писании Бог повсюду именуется либо как Адонаи (Господь),
либо как Элохим (Бог). В результате на протяжении многих столетий
оставалось неясным, как следует произносить Тетраграмматон. Вариант
"Иегова" - это средневековая интерпретация, которая почти наверняка не
может быть точным воспроизведением звучания этого имени на древнееврейском
языке. Современные ученые, как правило, предпочитают форму "Яхве".
С магической точки зрения, имя Бога действительно должно состоять из
четырех букв, ибо это имя было использовано для сотворения мира, а число 4
символизирует строение и порядок всех вещей. Как личное имя Бога, издревле
окруженное величайшим почетом, Тетраграмматон всегда считался в магии
особо важным именем силы. Некоторые оккультисты заявляли, будто знают, как
его правильно произносить, однако это - тайна тайн, величайший секрет
мистерий, который открывается только избранным. Тетраграмматон и прочие
библейские имена Бога используются в разнообразных формулах вызывания
духов, заклинаниях и магических операциях. В "Ключе Соломона", например,
описывается любовный талисман, который следует вырезать на меди (металле
Венеры). В центре круга нужно изобразить два треугольника и начертать
имена Бога - YHVH и ADNY (Адонаи), - имена трех ангелов- Монахиэль, Ахид,
Делгалиэль, - и имя Руах ("Дух"). (В начале Книги Бытия говорится, что
Руах Элохим, Дух Божий, носился над водами до сотворения мира.) Вдоль
окружности располагается фрагмент 28-го стиха 1-й главы Книги Бытие (на
латыни): "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю". Заключенная в этих
Рис. 5. Любовный талисман из "Ключа Соломона" (из книги Idries Shah, "The
Secret Lore of Magic")
|
|