|
олицетворяет сочетание развитого ума и грубой силы в одном существе.
Растение Йесод - возбуждающая любовную страсть мандрагора, самое
могущественное из магических растений.
Магическая сила связана с творчеством. В сфере Йесод ребенок становится
взрослым и способным к продолжению рода, т. е. как к интеллектуальному,
так и к сексуальному творчеству. Когда Древо Жизни изображается в форме
человеческого тела, Йесод соответствует половым органам. Эта сефира
- двуполая; а Луна ассоциируется как с фаллосом (ибо она то увеличивается в
размерах, то уменьшается), так и с половым циклом женщины - Йесод -
связующее звено между Тиферет (жизненной силой) и Малькут (землей или
физическим телом). Плутарх в "Исидё и Осирисе" говорит о Луне так: "Она
восприимчива и зачинает от солнца, но, в свою очередь, испускает и
рассеивает в воздухе, как семя, порождающие частицы". Иными словами,
лунный свет - это отраженный свет солнца, а Йесод - это, по словам книги
"Зогар", "водный поток, струящийся с высот", т. е. канал между творческой
силой Бога и землей или земным человеком. В магии силу Луны используют в
ритуалах любви и примирения, а также в некромантии - для оживления мертвых
тел.
Наконец десятая сефира, Малькут, - это сфера Земли. В античной мифологии
плодородием и земледелием правили Деметра и Церера, а Персефона
символизировала урожай и растительность вообще, ибо она проводила зиму под
землей со своим супругом, Аидом, а весной возвращалась на землю. Ангелы
Малькут, херувимы, - это существа, сочетающие в себе природу людей,
животных и птиц; они символизируют те элементы, из которых сотворены все
вещи на земле. Но помимо этого, Малькут - также все Царство Божие. В этой
сефире заключены силы всех сефирот, и когда Древо Жизни изображают в форме
человеческого тела, Малькут обозначает единство всего организма. Число ее,
десятка, также символизирует "все вещи". У фиванского Сфинкса были голова
и грудь женщины, тело быка, лапы льва, хвост дракона и крылья птицы.
Сфинкс символизирует четыре элемента (бык, лев, дракон и птица) вместе с
"квинтэссенцией" (женщина), пятым элементом античной натурфилософии,
чистым веществом, из которого состоят небеса. Это эмблема единства всех
вещей, союза небес и земли. А поскольку сфинкс, кроме того, - символ
загадки, то вселенная в сефире Малькут предстает в облике великой тайны,
которую стремятся постичь мистики и маги. Чтобы исследовать мир сефирот,
человек должен освободиться и отстраниться от повседневности. Невозможно
странствовать по запредельным сферам, не избавившись от всех физических
ощущений, мыслей и тревог, привязывающих человека к обыденному окружению.
Именно этой цели служат физические и мысленные упражнения каббалистов.
Каббалист учится владеть своим телом и разумом. Он заставляет себя в
течение долгого времени сохранять абсолютное спокойствие, находясь при
этом в неудобной позе: например, сидя на пятках, выпрямив спину,
запрокинув голову и положив руки на бедра; или стоя на правой ноге,
придерживая левую лодыжку правой рукой, а указательным пальцем левой руки
касаясь губ. Оставаясь в подобной позе в течение часа, он должен дышать
ровно и размеренно, например, по такой схеме: вдох - десять секунд,
задержка дыхания - тридцать секунд, выдох - двадцать секунд, и снова вдох.
Вдобавок каббалист изобретает для себя особые ограничивающие правила:
например, в течение недели или дольше ни при каких обстоятельствах не
класть ногу на ногу или не поднимать левую руку выше пояса. Он выбирает
какое-нибудь употребительное слово (например, "и" или "но") и избегает
произносить его; или же старается не произносить слова, в которых есть
буква "т" или, допустим, "с". Он приказывает себе в течение недели или
дольше не думать о каком-либо особо интересующем его предмете и обо всем,
что с ним связано. Потерпев неудачу в подобном упражнении (что на первых
порах неизбежно), каббалист наказывает себя. Кроули предлагает в качестве
наказания резать себе руку бритвой. Сосредоточение и воображения играют в
магии важнейшую роль. Каббалист учится концентрировать все внимание на
какой-либо одной вещи: сначала - на простом неподвижном предмете
(например, на черном овале или красном треугольнике), затем - на
движущемся (например, на вращающемся колесе или раскачивающемся маятнике).
Затем он переходит к концентрации на воображаемых ощущениях - на запахе
розы, тиканий часов, ощущении бархатистой поверхности. Он должен настолько
хорошо вообразить себе заданный предмет и сосредоточиться на ощущениях,
которые тот вызывает, чтобы весь окружающий мир для него как бы перестал
существовать; однако от него требуется умение в любой момент усилием воли
изгнать этот образ из своего сознания. И, наконец, каббалист должен
научиться погружаться в транс. В этом состоянии он не замечает и не
чувствует своего тела, всем своим существом сосредотачивается на
какой-либо одной мысли или полностью изгоняет все мысли из своего
сознания *. Так, став слепым и глухим ко всему, что могло бы притянуть его
обратно в обыденный мир, каббалист может теперь отправиться в путешествие
в область какой-либо из сефирот. Для этого он воображает свое собственное
тело - так, как если бы оно стояло перед ним. Этот мысленный образ должен
быть отчетливым и ярким. Затем каббалист переносит свое сознание в это
воображаемое тело и начинает видеть его глазами и слышать его ушами. Это
"тело" называют астральным телом, астральным двойником или телом света;
оно представляет собой копию физического тела, но состоящую из более
тонкого вещества. Оно может беспрепятственно и мгновенно преодолевать
огромные расстояния и проходить сквозь твердые предметы. Мир, который
|
|