|
Природе произвели огромное впечатление еще на древнегреческих философов,
которые заметили, что жизнь во вселенной движется между полюсами, подобно
взмахам гигантского маятника. День сменяется ночью, а лето - зимой; вслед
за затишьем разражается буря; все, что рождается, рано или поздно умирает,
а все, что расцветает и набирает силу, в конце концов снова слабеет и
чахнет. Однако греки не считали, что можно полностью объяснить устройство
мира, ограничившись только такими представлениями. Они были убеждены, что
существует нечто более важное, чем эти противоположности; нечто,
поддерживающее равновесие между полюсами, безостановочно и равномерно
раскачивая маятник от света к тьме и от тьмы-к свету.
Это "нечто", объединяющее в себе и связующее все полярные
противоположности, это мистическое Единое, примиряющее все противоречия
мира, - и есть цель неустанных поисков каждого мага. Путь к Единому лежит
через примирение противоположностей. Испытать и подчинить себе все в этом
мире - значит испытать и объединить в себе все полярности: добро и зло,
духовное и материальное, свободу и необходимость, рассудок и страсть, смех
и слезы. В магии, как и в гегельянской диалектике, прогресс совершается
посредством примирения противоположностей - тезиса и антитезиса - в
превосходящем их синтезе.
Древние греки называли идеальное равновесие между противоположностями
"справедливостью"; маги ценят точный баланс и равновесие столь же высоко.
Ведь чтобы примирить и объединить противоположности, необходимо идеально
уравновесить их друг с другом. Чтобы примирить в самом себе силы любви и
ненависти, человек должен испытывать то и другое чувство с равной
интенсивностью. В противном случае одна сила перевесит другую, и подлинный
синтез станет невозможен. Таким образом, маг стремится привести все
энергии своего существа в идеальное равновесие. Он не должен, к примеру,
ставить превыше всего рассудок и разум, жертвуя своими инстинктивными
побуждениями, чувствами и страстями.
Многие магические церемонии рассчитаны именно на пробуждение и
высвобождение животных импульсов из глубины человеческой натуры. В
равновесие с силой Бесконечности должен прийти весь человек, а не только
какая-либо его часть: не человек как цивилизованный мыслитель и не человек
как дикий зверь, но человек как совокупность первого и второго.
Одно из оккультных применений этого учения о равновесии
противоположностей относится к области секса. Традиционный для оккультиста
пример развития посредством примирения противоположностей - это союз
мужчины и женщины (двух противоположностей), результатом которого
становится сотворение новой жизни - ребенка. Элифас Леви по этому поводу
замечал: "В сущности, продолжение рода - это дело человека - андрогина; по
отдельности мужчина и женщина бесплодны*"'. Порознь мужчина и женщина
бесплодны не только физически, но, как утверждает теория магии, также и
духовно.
Древние предания гласят, что изначально человек был двуполым. Так,
согласно одной иудейской легенде, правая половина Адама была мужской, а
левая - женской; но затем Бог разделил его надвое. По другой версии, Адам
и Ева изначально были соединены плечами, спиной к спине, а затем Бог
разрубил их топором. Подобные предания возникли из-за необходимости
совместить факт существования двух полов с представлением о том, что
человек создан по образу и подобию Бога. Бога, или Единое, невозможно
назвать ни мужчиной, ни женщиной: такое определение ограничило бы Его
полноту. Ведь Единое сочетает в себе все противоположности и в том числе
мужскую и женскую природу. И если человек сотворен по образу и подобию
Бога, то изначально он должен был быть двуполым.
Следовательно, маг не может стать Единым, не сделавшись двуполым. В
качестве одного из способов продвижения к этой цели маг-мужчина должен
культивировать в себе женскую сторону натуры, а маг-женщина -
соответственно мужскую (в некоторых случаях - вплоть до целенаправленной
гомосексуальности). Другой способ - активная сексуальная жизнь.
Шекспировский "зверь с двумя спинами" - в своем роде тоже двуполое
существо, андрогин. И потому половой акт, в котором мужчина и женщина
сливаются воедино, также может являться мистическим приближением к Единому.
Не следует считать эту идею всего лишь изобретательным оправданием
сексуальных оргий. Представление о греховности и порочности секса, о
несовместимости его с царством духа абсолютно чуждо магии - точь-в-точь,
как оно было чуждо языческому миру, в который уходит корнями магическое
мировоззрение. Напротив, в древности считалось, что жизнь во вселенной
обязана самим своим существованием божественному половому акту (подобно
тому, как ребенок обязан своей жизнью совокуплению между родителями).
Известно множество мифов, где сотворение мира представлено как результат
соития богов. Эсхил в "Данаидах" описывает все живое в Природе как
потомство от любовного союза Неба и Земли: "Священное небо томится
желаньем проникнуть в лоно земли, и ею владеет стремленье к союзу.
Живительный дождь орошает землю, и в недрах своих зачинает она, и рождает
для смертных тучные пастбища и изобилье Деметры"'. Четыре тысячи лет назад
шумерский царь ежегодно совершал обряд священного совокупления со жрицей,
олицетворявшей богиню продолжения рода, Инанну. Этот ритуал должен был на
целый год обеспечить шумерской земле и подданным царя изобилие и
плодородие. Аналогичные обряды известны в культуре многих других народов.
Когда сексуальность "допускается" в мир божественного, то о единении с
|
|