|
Возможно, открытие числовой природы музыкальных интервалов заставило
пифагорейцев предположить, что в основе устройства вселенной лежит
математический принцип. Если взаимоотношения между ступенями звукоряда так
просто выражаются с помощью чисел, то, быть может, к числам удастся свести
и все ошеломляющее и на первый взгляд неупорядоченное разнообразие явлений
во вселенной? Вот такой точки зрения на мироустройство придерживались
пифагорейцы. Аристотель по этому поводу писал: "Такое-то свойство чисел
есть справедливость, а такое-то - душа и ум, другое - удача, и, можно
сказать, в каждом из остальных случаев точно
так же*". Развивая эту тему, неопифагореец I века н, э. Никомах поясняет,
что вселенная построена по некоему числовому образцу:
"Все, что природа систематически упорядочила во вселенной, как в своих
частях, так и в целом, определяется и строится в согласии с числом,
благодаря предвидению и разуму того, кто сотворил все вещи; ибо образец
сей как предварительный набросок возник под властью числа, предсущего в
разуме миротворящего Бога, - числа сугубо умозрительного и лишенного
всякой материальности, но в то же время Эта теория, гласящая, что все
явления во вселенной взаимосвязаны по единому великому плану, или образцу,
- одно из фундаментальных представлений в магии. А идея числовой природы
этого образца лежит в основе нумерологии. Если магическую веру в то, что
имя вещи заключает в себе ее внутреннею сущность, объединить с методом
преобразования имен в числа, то мы получим базовую структуру нумерологии -
ключ к тайнам вселенной. Музыкальные интервалы определяются соотношениями
первых четырех чисел натурального ряда, которые в сумме дают десятку
(1+2+3+4= 10). В пифагорейской теории важнейшими считаются первые десять
чисел натурального ряда - от 1 до 10. Досчитав до десяти и переходя ко
второму десятку, приходится снова использовать те же базовые числа.
(Первобытным людям, которые считали на пальцах, этот факт, должно быть,
казался вполне очевидным.) Тот факт, что число 10 получается сложением
чисел 1,2, 3 и 4, подводит к заключению, что эти четыре числа и есть
первоначальная основа всех чисел, а следовательно - и всех вещей во
вселенной.
Этот вывод подтверждается тем, что основа строения всех твердых тел
описывается опять-таки четырьмя первыми числами натурального ряда: 1
соответствует точке, которая теоретически не имеет измерений; 2 - отрезку
(соединяющему две точки), который имеет длину, но не имеет ширины; 3 -
треугольнику (соединяющему три точки), который имеет длину и ширину, но не
имеет высоты. Добавив четвертую точку вне плоскости треугольника и
соединив все четыре точки, мы получим тетраэдр - простейшее твердое тело"
имеющее объем.
Замечание Элифаса Леви в "Доктрине и ритуале трансцендентальной магии" о
том, что первые четыре числа - это "источник всех числовых комбинаций и
принцип всех форм", - чистой воды пифагорейская идея. Числа 1,2, 3 и 4 -
это основа всех числовых структур, на которых строится вселенная, или,
выражаясь более поэтичным языком, "вечный животворящий источник Природы".
Так пифагорейцы именовали фигуру под названием "тетрактис", к которой они
относились с глубочайшим почтением и благоговением. Тетрактис выглядел так:
Тетрактис наглядно демонстрирует тот факт, что 1+2+3+4=10. Это образец
примитивного способа "записи" чисел - изображения их с помощью камешков
или точек (как до сих пор их изображают на игральных костях). И этот
способ предопределил многие элементы древней и современной
нумерологической теории. Пифагорейцы, как и другие древнегреческие
мыслители, придавали огромное значение наличию пар противоположностей в
природе и считали эти противоположности важным фактором устройства
вселенной. Этой точки зрения придерживаются и современные нумерологи:
основные характеристики чисел в нумерологии четко распадаются на полярные
пары:
1 - активность, целеустремлен- 2 - пассивность, восприимчиность сила,
безжалост вость, слабость, сострада ность, лидерство, тельность, подчинение
новаторство 3-блеск, веселье, артистизм, 4 - серость, уныние,
недостаудачливость, легкость в ток творческих способнодостижении успеха
стей, тяжелый труд, неудачи 5 - гибкость, авантюризм, нер- 6 - простота,
безмятежность, возность, неуверенность, домашний уют, оседлость,
сексуальность материнская любовь 7 - отшельничество, замкну- 8 - активная
жизнь в миру, ма, тость таинственность териальный успех или провал
Особняком стоит число 9 - интеллектуальные и духовные свершения.
Очевидно также, что у нечетных чисел более интересные и волнующие
характеристики, чем у четных. По сравнению с натиском единицы, блеском и
удачливостью тройки, авантюризмом и многогранностью пятерки, мудростью
семерки и духовным величием девятки, четные числа кажутся блеклыми и
слабыми. Такое неравномерное распределение характеристик - еще один
|
|