|
Души умерших индусов просят иногда совершить жертвоприношение их богам, и
каждый "дух", кажется, продолжает придерживаться тех же воззрений, которым
следовал при жизни. Все эти расхождения указывают, что подобные рассказы обычно
— лишь плод воображения неразумной души.54
Если у человека есть "дух", этот дух должен быть бессмертным. Обретя сознание в
человеке, он не может стать бессознательным опять, ибо он самостоятелен и не
ограничен никакими рамками, кроме тех, которые он создал для себя сам. Сознание
"я есмь" нерушимо, ибо существует в абсолютном вечном Едином. Если бы это
сознание исчезло, мир исчез бы с ним, ибо в сознании "я есмь" рождается мир и
силой его он существует. Этим сознанием держится мир и, приди на смену ему
бессознательное, мир бы рассыпался. Элементы, скрепленные сознанием "я есмь",
не могут исчезнуть. Чем теснее низшие элементы связаны с принципом, в котором
присутствует абсолютное сознание, тем больше они перенимают его характеристики
и делаются сознательными и бессмертными. Цель человеческой жизни — осознать,
что "я есмь"; не как иллюзорная индивидуальная форма, а как безличная,
бессмертная реальность. Смысл всего человеческого существования — сделать
бессознательный дух сознательным и смертную душу — бессмертной; смысл смерти в
том, чтобы освободить сознательное от бессознательного и вырвать бессмертное из
оков неведения и материи.
Древо жизни растет и приносит плод, и этот плод можно посадить вновь, чтобы из
него выросло новое дерево, которое принесет новый плод, и всё это повторится
снова, и снова, и снова, пока наконец духовное сознание, спящее в плоде, не
пробудится к жизни без смерти. Опять и опять закон эволюции будет вынуждать
духовный принцип облекаться в плоть. Не сознающий ничего относящегося к
личности, но сознающий себя, он будет притянут туда, где получит наиболее
благоприятные условия для дальнейшего развития, требуемого его кармой. Он будет
привлечен к тому, чтобы осенять человека, чьи моральные и интеллектуальные
склонности соответствуют его собственным, независимо от того, родится ли он в
мир в лачуге нищего или в королевском дворце. Ему безразличны конкретные
обстоятельства жизни, ибо он не сознаёт себя личностью.
Таким образом, человек, который в прежнем воплощении был королем, может
родиться нищим, если такова его природа, а великодушный нищий создает, в
качестве своего будущего последователя, короля или дворянина. И у того, и у
другого нет возможности выбрать по своему усмотрению время прихода на землю,
они бессознательно следуют своей карме. Но адепт, чьи духовные способности
пробуждены, сам себе хозяин. Он перерос ощущение личности и достиг бессмертного
сознания в земной жизни. Он отбросил низшее "я", и смерть не может отнять у
него то, чем он больше не владеет и чем не дорожит. Сознавая свое существование
и те ограничения, которые на него налагаются, он сам может выбрать тело, если
решит воплотиться для блага человечества или для того, чтобы самому
продвинуться еще дальше. Полностью поборовший тяготение земли, он воистину
свободен. Он мертв для земных искушений и не сознаёт их, но сознаёт высшее
счастье, доступное человеку. Иллюзии, порождаемые органыми чувств, не
превращаются в темницу для его души, и перед ним лежит прямая дорога к вечному
отдыху в нирване.
Умереть — в истинном значении этого слова — значит стать бессознательным в
отношении определенных вещей. Если мы перестаём сознавать на низших уровнях и
тем самым осознаём более высокое существование, такое изменение едва ли уместно
называть смертью. Если мы утрачиваем сознание высокого и опускаемся, это ведет
к деградации, и, значит, деградация — единственно возможная смерть, ибо
абсолютной смерти нет. Деградация происходит тогда, когда человек пользуется
своими способностями для деяний, унижающих человеческую природу. Самая
примитивная, грубо материальная деградация происходит тогда, когда органы
человеческого тела задействуются в разных гнусностях, — за этим обычно следует
болезнь, атрофия органа и смерть. Более высокая и ещё более пагубная и долгая
деградация происходит, если человек использует свои интеллектуальные
возможности в приземленных целях. При этом интеллект, который призван стать
основой для духовных устремлений, смешивается с материей и лишается духовного
сознания — другими словами, сознание такого человека оказывается прикованным к
личности и себе самому и перестает работать в области безличностного и жизни.
Самая ужасная и самая длительная деградация ждет человека, который, достигнув
уровня, когда его личность частично слилась с его безличностным "Я", оскверняет
это духовное "Я" — применяет силы, которые дает такое слияние, в целях гнусных
и низких. Такова практика черной магии. Человек, который по непониманию
использует данный ему интеллект в своих эгоистических интересах, забывая о
принципе справедливости, не обязательно злодей — скорее он просто не ведает
собственной пользы. Такие люди не могут умереть духовно, поскольку пока еще
духовно не ожили. Убийца, случается, убивает, чтобы не было раскрыто иное его
преступление, а не ради того, чтобы отнять у своей жертвы жизнь. Вор ворует
кошелек, чтобы обогатиться, а не чтобы сделать другого нищим. Эти поступки
порождены невежеством, а невежество исправимо; люди обычно творят зло из
эгоизма, а не из любви ко злу. Их действия диктуются личностными ощущениями,
которые исчезают, когда личность перестает существовать, то есть иссякает
активность жизни на физическом плане или в камалоке. Более высокое, бессмертное
и безличностное "Я" человека при этом ничего не приобретает и не теряет, оно
остаётся таким же, каким было до того, как родилось объединение сил,
представляющее данную личность.
Подлинным злодеем является тот, кто творит зло из любви ко злу, не
руководствуясь личными соображениями. Человек, который преодолел ощущение
личности и обрел духовную жизнь и силу, становится магом. Тех, кто использует
|
|