|
неспособно жить. Принципы не могут умереть, исчезают только их формы.
Человеческое тело — это инструмент, посредством которого проявляет себя жизнь;
душа — это инструмент, с помощью которого являет себя дух. Если жизнь уходит из
тела, оно начинает распадаться; если дух покидает душу, она распадается.
Человек, в котором духовные принципы совершенно бездейственны, морально мертв,
хотя его тело при этом может быть полно жизни, а душа разрываться от животных
желаний. Такие бездушные живые трупы встречаются в светском обществе не реже,
чем в толпе черни. Человек, в котором прекратил свою активность принцип разума,
интеллектуально мертв, даже если в теле его играет животная жизнь; безумцы —
мертвые люди, в которых продолжают жить только низшие принципы. Если душа
покидает тело, оно умирает, но сама душа, если она слита с духом, остается
жива; однако если её связь с духом прерывается до или после смерти тела, она
существует еще какое-то время как действующая сущность, а потом энергия её
иссякает и она распадается на элементы астрального плана.
Если физическое тело ослабело или повреждено настолько, что не способно больше
служить жизненному принципу в качестве орудия его деятельности, оно перестает
работать. Смерть может начаться в голове, в сердце, в легких, но жизнь
сохраняется дольше всего в голове, и она может действовать там еще некоторое
время после того, как тело внешне перестает проявлять всякие признаки сознания
и жизнедеятельности. Мыслительные способности порой работают ещё в течение
некоего срока, хотя чувствительность нервов потеряна. Они могут заработать даже
более интенсивно, когда принципы разъединятся, и если все мысли умирающего
обращены к отсутствующему другу, они могут запечатлеться в сознании этого друга,
и, возможно, тот увидит призрак умирающего. Но в конце концов жизненное начало
уходит и из мозга, и более высокие принципы отделяются, вместе с присущими им
видами деятельности, жизнью и сознанием, оставляя пустую оболочку, маску и
иллюзию. При этом совершенно не обязательно теряется способность осознавать
окружающее в той его части, которая касается людей и вещей; исчезает лишь
сознание, связанное с индивидуальной физической чувствительностью, —
способность ощущать боль, вес, тепло, холод, голод и жажду, воздействующие на
физическую оболочку. Когда жизнь человека покидает мозг, сознание переходит на
другой уровень, поскольку человек входит в соприкосновение с вещами иного
порядка.
"Принцип, являющийся носителем памяти, выходит из мозга, и все события
иссякающей жизни предстают перед разумом. В сознании человека возникают одна за
другой ярчайшие картины, и за несколько минут он проживает снова свою жизнь. Те,
кто тонул, но был спасен, переживали это состояние. Самое сильное впечатление
затмевает все остальные — они исчезают, чтобы явиться вновь в дэвачане. Никто
не умирает бессознательно, даже если внешние признаки говорят о противоположном,
даже к умирающим безумцам на время возвращается интеллект. Люди, оказавшиеся
свидетелями столь торжественного и серьезного мгновения, должны постараться не
потревожить, во внезапном порыве горя или других чувств, душу, прозревающую
события прошлого и начатки будущего существования" (из письма посвященного).
Тот же процесс разделения периспри и физических останков ясновидящий описывает
так: "Сначала я увидел свет красивого бледно-голубого цвета, в котором
появилось маленькое яйцеподобное существо с тремя ножками вокруг головы. Оно не
стояло на месте, а болталось туда-сюда, как надувной шарик в воздухе.
Постепенно оно удлинилось до размеров тела, которое было густо окутано туманом
или дымом. Я разглядел лицо, чертами напоминавшее то, которому предстояло
вскоре окаменеть, только более светлое, гладкое и красивое, однако в нем
чувствовалась некая незавершенность, то отсутствие выразительности, которое вы
видим у новорожденных. С каждым вздохом, вырывавшимся из умирающего тела,
эфирная форма обретала новые черты и становилась все совершеннее. Уже можно
было различить ноги, но лежали они не рядом, как у умирающего человека, а одна
на другой, и были согнуты в коленях, как бывает иногда у только что родившегося
младенца. Тело, казалось, обволакивали облака густого тумана. Бесчисленное
множество других призраков теснилось рядом. Когда всё было кончено, они
медленно пропали из виду".
Это эфирное тело — телесная душа, или периспри, умершего человека. Она — не сам
дух, но может быть еще связана с ним, как была связана в течение жизни. В ней
еще сохраняются добрые и дурные наклонности, приобретенные за время жизни, если
только её стремление к одному или другому полюсу не оказалось столь сильным,
что высшие принципы отделились еще до или сразу же после физической смерти.
Истинный человек являет собой безличную силу и существует независимо от формы;
он принимает форму только для того, чтобы действовать на низших планах. Тот,
кто цепляется за низшие планы, продолжит существование в форме; того, кто не
желает формы, притянет внеформенное. Если дух человека возобладает над
влечениями его низшего "я", это "я" не будет наделено сознанием и разрушится;
но если человек цепляется за свою животную природу со всем жаром желания, центр
сознания может утвердиться там, и ощущение личности может сохраняться какое-то
время в четвертом принципе даже после того, как физическое тело умрет. Душа
такого человека будет сознательной или полусознательной обитательницей камалоки.
Камалока — это "земля теней", аид древних греков и "чистилище" католической
церкви. Её обитатели могут обладать, а могут и не обладать сознанием и
интеллектом. Астральные души обычных людей сами по себе не разумны, но могут
действовать разумно благодаря силе элементалов, которые напитывают их своим
сознанием. Парацельс говорит следующее: "Каждый день умирают мужчины и женщины,
чьи души ещё во время жизни подпали под влияние элементалов, которые руководили
ими. Насколько же легче элементалам воздействовать на звездные тела таких людей
|
|