|
которые характерны для нее в нормальном состоянии. Сомнамбулы нередко дают
обещания и исполняют их, когда приступ проходит, хотя, очнувшись, не помнят,
что вообще что-то обещали. Они могут безумно любить кого-то, находясь в трансе,
и чувствовать к этому же человеку отвращение в нормальном состоянии.52
Это высшее "Я", которое, кажется, столь мало заботится о земных тревогах,
гнетущих и лишающих покоя низшие "я", и есть истинный человек, продолжающий
жить и после того как тело личности, с которой он был связан во время земной
жизни, перестанет существовать. Это и есть индивид, за долгую цепь воплощений
находившийся в связи со множеством личностей, и из каждой он извлекал элементы,
достойные того, чтобы сохранить их, и накапливал их у себя. За всю историю
человечества лишь немногим удалось объединить свою личность с их же собственной
божественной и безличной Атмой. Те, кто преуспел в этом, воистину достигли
просветления, и им не надо более воплощаться.
Высший уровень духовного сознания достигается в состоянии самадхи. В этом
состоянии тело впавшего в транс лишено всякого сознания и всех физических
чувств. Его можно сжечь и закопать в могилу — это затронет истинного человека
только тем, что он не сумеет вернуться в данное тело. Но пока его земная форма
пребывает без сознания, его истинное "Я" живет осознанно в тех краях, куда не
под силу проникнуть человеческому воображению; оно, возможно, участвует в
деяниях, для нас непостижимых, в местах, откуда горько возвращаться к земным
цепям.
Даже когда физическое сознание работает, сознание более высоких принципов может
подняться до такого уровня, что тело практически не будет чувствовать боли.
История сохранила для нас рассказы о мужчинах и женщинах, чьи души
преисполнялись радостью, в то время как земное вместилище их подвергалось
пыткам на дыбе или горело на костре.
Состояние самадхи не следует путать с обычным месмерическим трансом. Последний
порой соответствует уровню восприятия посредством астральных чувств, и очень
часто видения, возникающие при этом, создаются самим месмеристом. Иногда
гипнотизируемый точно описывает место, в котором он никогда не был, при условии,
что месмерист там был, а если в таком случае он видит в этом месте некий
объект, который на самом деле там не присутствует, то, значит, месмерист
вообразил его там.
Человек, по сути, живет двумя жизнями: одной — когда он полностью бодрствует,
другой — когда глубоко спит. Каждой свойственны свои способы восприятия,
сознание и опыт; опыт того более высокого уровня, который зовется "глубокий
сон", в состоянии "бодрствования" мы не помним. На грани сна и пробуждения
впечатления того и другого состояния пересекаются и смешиваются — это царство
спутанных сновидений, которые обычно запоминаются, но редко содержат в себе
истину.
Есть, однако, разные типы сновидений, и неправильно было бы отрицать, что
некоторые из них могут принести пользу. Высшее "Я" порой пользуется тем, что
низшее "я" во время полубессознательной дремы легко доступно влиянию, чтобы
запечатлеть в нем нужные образы и предупреждение об опасности и преподать уроки,
которые оно не в состоянии усвоить, пока физические чувства работают в полную
силу и голос интуиции тонет в шуме борьбы между соперничающими эмоциями. Многие
трудные проблемы были разрешены во сне, и в земном мире тоже можно увидеть
проблески высшего света. Пока тело человека спит, разум его может войти в
соприкосновение с другими разумами и получить опыт, которого он не будет
помнить пробудившись. Но и в бодрствующем состоянии человек часто не помнит
того, что испытал когда-то, хотя в тот момент происходящее было для него
реальным и пережитым.
Обычно сознание человека возникает из смешения различных уровней ощущения и
восприятия. В него проникают по крайней мере две разновидности влечений —
"земных" и "огненных" элементов. Одна разновидность тянет его вниз, к земле, и
заставляет крепко цепляться за материальные интересы и наслаждения, другая
возносит в области неизведанного, заставляет забыть соблазны материи и,
приближая человека к царству абстрактных идей Добра, Истины и Красоты, дает ему
довольство и счастье. Величайшие поэты и философы сознавали эту двойственность
сознания, его биполярность. Между двумя названными крайностями и помещаются все
взлеты и падения сознания среднего человека.
Гёте выразил эту мысль в "Фаусте" примерно в таких словах:
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.
Одно влечение исходит от Духа, другое — от Материи. Силой Разума человек
способен выбрать, какой дорогой он будет следовать, а сила Воли даст ему
возможность исполнить то, что избрано. Он может сконцентрировать свое сознание
полностью на низшем плане и, утонув в чувствительности, совершенно перестать
осознавать более высокие устремления, но может и жить целиком на более высоких
планах мыслей и чувств, дорасти до полного постижения красоты, реальности и
истинности духа и умереть для приманок материи. Сознание эгоистичного и
ограниченного человека замыкается в маленькой сфере, сознание великого и
свободного разума преодолевает любые пределы, так что в конце концов человек
видит, что оно охватывает всё пространство, что его восприятие способно открыть
ему все тайны Природы. Немногим дано достичь такого состояния, и немногие
|
|