|
какова интенсивность этого света. Мифические представления об "аде" и
"чистилище" — отзвук этой разрушительной деятельности астрального света. Но
подобное разрушение может и не сопровождаться никакими ощущениями — если
астральное тело не обладает сознанием. Труп кремируют, и он этого не чувствует,
астральное тело может распасться на элементы и не ощутить боли. Только когда
жизнь ассоциируется с формой на любом плане существования, появляется
чувствительность и сознание, а вместе с ними и боль.
Если бы наши тела были достаточно тонки, чтобы проходить через тела других, не
чувствуя сопротивления, мы не ощущали бы ничьего присутствия. Если бы строение
уха не было приспособлено к тому, чтобы воспринимать звуковые вибрации, слух
был бы несовершенным. Способность к сопротивлению порождает чувствительность и
боль.
Жизнь, чувствительность, восприятие и сознание могут быть изъяты из физического
тела и пробуждены к действию в астральном теле человека. Астральный человек
может таким образом осознать свое собственное существование, независимое от
физического тела, и развить свои способности к ощущению. Он сможет тогда
увидеть пределы, не существующие для физического зрения, слышать звуки, которые
не слышит физическое ухо, осязать, обонять и чувствовать на вкус вещи,
существование которых нельзя осознать с помощью физических органов чувств, и
которые, соответственно, для них не существуют.
Проведенные научные исследования выявили много примеров того, как астральные
чувства включаются в более или менее активную работу. Пророчицы из Прево,
например, воспринимали множество вещей, которые для других не существовали; в
историях святых содержится большое число примеров такого же рода, и современный
"медиумизм" подтверждает существование таких высших чувств фактами, имеющими
место чуть ли не каждый день. Если астральные чувства человека полностью
пробуждены к жизни и активны, он способен воспринимать вещи, не пользуясь
физическими чувствами. Он будет ясновидящим и яснослышащим, который может
видеть, слышать, осязать, обонять и чувствовать на вкус астральные свойства
вещей, существующих в телесных формах или вне их. Все дома населены
привидениями и духами, но не все люди в равной степени способны видеть
призраков, которые преследуют их, поскольку для того, чтобы воспринимать вещи
на астральном плане, у человека должны быть развиты чувства, предназначенные
для такого восприятия. Мысли — это "призраки", и только тот, кто способен
видеть мысли, может видеть "призраков", кроме тех случаев, когда эти последние
достаточно материальны, чтобы преломлять свет и быть доступными обычному зрению.
Материалистическая наука, изучая зрение, рассматривает формирование изображения
на сетчатке глаза, но никак не поясняет, каким же образом эта картинка попадает
в сознание данного разума. Если бы разум человека (его сознание) был заключен в
его теле, человек не мог бы воспринимать ничего извне. В таком случае он, самое
большее, видел бы мелкую картинку, возникающую на сетчатке, и внешний мир
представлялся бы ему таким, какими видятся предметы в перевернутом бинокле, —
маленьким и почти неразличимым, и у него не было бы никакой возможности
общаться с этим миром. Но отражение, возникающее в физических глазах, служит
лишь для того, чтобы привлечь внимание разума к объектам его восприятия, или —
другими словами — возбудить внутреннее осязание, присущее разуму, чтобы разум
осознал свое соприкосновение с объектами восприятия, объектами, находящимися
внутри его сферы. Видимый человек является, так сказать, "косточкой" невидимого
человека, сфера его разума окружает его со всех сторон, как незримая "мякоть",
сливающаяся с Универсальным Человеком и простирающаяся далеко в пространство; и
человек станет осознавать объекты, существующие внутри этой сферы, если
осознает свое соприкосновение с ними.
Эта невидимая эфирная "мякоть" является столь же существенной частью человека,
как мякоть персика — для персика, хотя знания материалистической науки
ограничиваются только "косточкой". Однако же у каждого человека такая сфера
есть, и она пересекается со сферами других людей, в результате чего возникает
симпатия или антипатия, в зависимости от того, находятся ли присутствущие там
элементы в согласии или в разладе. Слепой лишен возможности воспринимать
внешние объекты с помощью физического зрения, поскольку его оптические нервы не
способны побудить ум к осознанию своего соприкосновения с тем, что лежит вне
физической формы данного человека, но при этом находится в сфере его разума.
Великое множество событий может происходить в чьем-то разуме, но мы не сумеем
воспринять их, пока наше внимание не будет привлечено к ним и они не войдут в
наше сознание.
Разум может воспринимать то, что происходит на физическом плане, будучи
побужден физическим зрением к осознанию своей связи с физическими вещами; он
может воспринимать то, что происходит в сфере души, будучи пробужденным к
осознанию своего соприкосновения с этой сферой воздействиями, исходящими из
него; или воспринимать духовные истины, если он побужден к осознанию своего
соприкосновения с ними воздействиями, исходящими из безграничной сферы духа.
У физического тела есть органы зрения, чтобы уловить побуждения, необходимые
для восприятия физических вещей; душа наделена своими астральными чувствами,
чтобы улавливать подобные побуждения, необходимые для восприятия вещей,
существующих в сфере души; дух обладает своими собственными возможностями
восприятия, которые можно задействовать. Физическое тело порой спит и не
воспринимает внешних объектов; астральные чувства могут быть неразвиты или
неспособны откликнуться на побуждение, способность к духовному восприятию у
большей части человечества пока еще не пробудилась, и люди ощущают присутствие
духа лишь по неясному отблеску его света, как человек в полудреме иногда видит
|
|