|
превратиться в существо с другой природой, их терзания не будут иметь для него
большого значения. Таково единственное разумное философское объяснение
"отпущения грехов", и священники могли бы отпускать грехи, если бы были
способны обратить грешника в святого или управлять законом кармы. Это, однако,
под силу сделать лишь самому "грешнику", получившему, возможно, наставления от
кого-то мудрого. А чтобы наставлять другого относительно законов или его
собственной природы, человеку безусловно необходимо знать самому эти законы и
постичь истинное строение человека.
Разум — спаситель человека, невежество же — его вечные муки. Разум есть та сила,
с помощью которой ум человека может познать истину, а в свете истины растают
тени сомнений, страха и раскаяния.
Разум рассеивает иллюзии благодаря силе воли. Когда воля бездействует,
воображение послушно любым влияниям, и в уме возникают отражения всех картин,
присутствующих в астральном свете, без какого-либо их отбора или сортировки.
Когда разум не направляет воображение, в уме рождаются несвязные фантазии и
галлюцинации. Пассивный провидец спит наяву и способен ошибочно принять свои
сны за реальность, однако эти видения могут быть как его собственными иллюзиями,
так и впечатлениями от дрейфующих туда-сюда идей, овладевших податливым умом,
и тогда эти впечатления будут правдой или ложью в зависимости от того, откуда
они пришли. Изобретены разные способы, чтобы на время приостановить критическую
работу воли и сделать воображение ненормально податливым, и все они вредны
ровно настолько, насколько эффективны. Древние пифии пытались повысить свою и
без того аномальную восприимчивость, вдыхая ядовитые испарения; дикари и народы,
стоящие на низком уровне развития цивилизации, порой применяют яды или
кружатся в танце до тех пор, пока деятельность разума не приостановится; другие
используют опиум, кендырь и прочие наркотики, которые не только подавляют их
волю и лишают их памяти, но и возбуждают мозг, порождая болезненные фантазии и
иллюзии. Предсказатели судьбы и ясновидящие концентрируют своё внимание,
прерывают течение мыслей и приводят свой ум в пассивное состояние всевозможными
способами, и образы, которые им являются, могут оказаться правдой, но могут и
ложью. Есть люди, которые смотрят для этого в зеркало или в кристалл, в воду
или чернила, но посвященные, не отказываясь от использования разума, достигают
необходимой податливости воображения тем, что сохраняют, при любых
обстоятельствах, ясное спосойствие души. Если воды в озере волнуются, мы сможем
увидеть лишь искаженные картины того, что отражается в нем, и так же если
элементы внутреннего мира находятся в беспорядке, если эмоции борются друг и
другом, а кипение страстей смущает ум, если небеса души скрыты за тучами
предрассудков, затемнены невежеством и миражами безрассудных желаний,
правильные образы видимых вещей будут искажены. Божественный принцип в человеке
остается сам по себе неизменным и нерушимым, как отражение звезды в воде, но
пока обитель его не станет чистой и прозрачной, его лучи не пробьются сквозь
стены, которыми он окружен. Чем больше ярятся эмоции, тем в большее смятение
приходят воля и ум, и духу приходится отступать в свою внутреннюю темницу; либо,
если он полностью утратил своё господство над разумом и душой, он может быть
изгнан неподвластными ему силами и, сломав дверь тюрьмы, вернуться к своему
источнику — в таком случае человек остается просто живым организмом, в котором
духовный принцип прекратил всякую деятельность.48
Тот, кто вынуждает свой разум перестать контролировать воображение, теряет одно
из важнейших преимуществ человека и подвергает себя опасности. В нормальном
состоянии разум до некоторой степени направляет воображение, в противном случае
эту роль может взять на себя чужая воля, либо воображение будет скитаться без
руля и ветрил под воздействием внешних условий. Спящий не контролирует действия,
которые он совершает во сне, хотя ему может казаться, что он задействует свою
волю. Вещи, которые он видит, для него реальны, и он не сомневается в их
вещественности, в то время как внешние материальные предметы для него не
существуют, и даже сама возможность их существования не присутствует в его
сознании. Ему может сниться, что перед ним яма и он хочет перепрыгнуть её, но
на самом деле он не прилагает к этому свою волю, а только следует побуждениям,
возникшим у него во время бодрствования. Человек, находящийся в трансе, иногда
настолько подпадает под влияние "магнетизера", что его собственная воля
совершенно перестает работать, и он следует только за воображением "оператора".
Каналы его внешних чувств перекрыты, он живет полностью в субъективном мире,
где нет места материальным объектам и в который эти объекты никоим образом
нельзя ввести. В то же время, всё, что он видит, для него реально, и если
оператор создает в его воображении пропасть, представленную, может быть,
меловой чертой на полу (эта черта нужна, чтобы помочь воображению оператора),
"субъект", приблизившись к ней, испытает ужас, ровно такой же, какой охватил бы
его в нормальном состоянии, если б у ног его разверзлась пропасть, и этот ужас
отразится на его лице. Если же оператор окажется настолько жесток, что заставит
находящегося в трансе прыгнуть в пропасть, это может иметь для того самые
серьезные последствия. Выпив стакан воды, превращенный волей "месмериста" в
воображаемое вино, гипнотизируемый может опьянеть; а если воду обратить в
воображаемый яд, им можно отравить или даже убить впечатлительного человека.
Сильный месмерист может создать чудесную или устрашающую картину в своём уме и,
передав её с помощью воли в ментальную сферу восприимчивого человека, заставить
его — даже в нормальном состоянии — наслаждаться или страдать, а образы,
порожденные в уме последнего, в свою очередь, могут быть переданы другим и
восприниматься ими.
Если "медиум" отдаёт кому-то или чему-то право распоряжаться своим воображением,
он превращается в его слугу. Это может быть другой человек либо идея, эмоция,
|
|