|
Мир форм можно сравнить с калейдоскопом, где разные типы изначальной энергии
проявляют себя бесчисленным множеством способов, возникая, исчезая и
возвращаясь вновь. Кусочки разноцветного стекла в калейдоскопе остаются всегда
теми же кусочками стекла, меняя только своё расположение, в то время как
иллюзия, вызванная их отражением в зеркалах, при каждом новом повороте игрушки
заставляет их являться в новых конфигурациях, образуя всё новые узоры. Так и
Единая Жизнь проявляется в беспредельном множестве цветов и форм, действуя как
"Материя" или "сила", сознательно или бессознательно, слепо или разумно,
целенаправленно или нет, повсюду — начиная с атома, чья аура и прочее свиваются
в общем вихре37, невидимом, но вещественном, и кончая сияющими солнцами,
фотосфера которых простирается на миллионы миль; начиная от амёбы, протоплазма
которой проявляет лишь зачатки инстинкта, и кончая совершенным Человеком,
интеллектом своим превосходящим богов.
Формы — это обособленные и материализованные мысли. Если вы способны
сконцентрироваться на некой мысли, отделив её от всех остальных, вы создадите
форму. Если суметь поделиться с этой формой сознанием, её можно сделать
сознательной, а если вам удастся одеть её частичками материи, она станет
видимой и осязаемой. Однако мало кто может сконцентрироваться на
одной-единственной мысли, хотя бы на короткое время, ибо ум наш постоянно
перескакивает с одного на другое; и немногие способны передать свое сознание,
ибо для этого нужно заставить себя забыть собственные заботы и интересы; и
столь же немногочисленны те, кому дано управлять элементами земли, поскольку
для большинства она — госпожа и они сами влекомы к ней. Прототипы всех форм
существуют в астральном свете, который есть Мировая Душа, заключающая в себе
Мировой Разум; акаша или Мировая Материя является её более материальной
субстанцией38. После того, как форма возникает на астральном плане, её
дальнейшее развитие сводится к тому, что нечто, уже существующее, посредством
определенных процессов становится видимым и материальным. Это нечто есть идея
или характер формы, и поскольку каждый характер представляет собой некую
целостность, он находит определенное выражение во всех составляющих формы. Не
бывает, например, человеческих существ с телом человека и головой животного,
нет, человеческий характер данного существа будет воплощен во всех частях его
организма; и как характер, присущий человечеству вообще, выражается в каждой
индивидуальности, так характер данного конкретного человека выражается в каждом
органе его тела. На этом основываются учения астрологии, френологии, хиромантии,
физиогномики, которые — если понимать их правильно — не только могут, но и
неизбежно должны давать правильные результаты. У солнц и планет, так же как и у
всего, что только есть на земном шаре, имеются души, хотя не у всех из них
имеются тела, ибо их тела — просто внешнее выражение души, и характер их
заключен в их душах. Души эти воздействуют друг на друга и сами испытывают
всевозможные воздействия, и когда характер души меняется, изменяются и
физические формы. Такие астральные воздействия, составляющие душу Вселенной,
создают все формы; они определяют свойства и рост минералов, растений и
животных, в них причина эндемических и эпидемических болезней, они ответственны
за развитие с течением веков различных видов животных и в какой-то мере
предопределяют судьбы людей; они образуют энергии, характер которых сказывается
во всем. Их сигнатуры (знаки) можно увидеть в книге Жизни, которая имеется у
любой из форм — в размере и виде крыльев или конечностей, в линиях руки, в
цвете глаз и волос.39 Они выступают в качестве той силы, посредством которой
Мировой Разум накладывает на все свою печать, и правдивая история любой
частички мира записана на страницах её души — для того, кто способен её
прочесть.40 Так же и характер каждого индивидуальною разума оставляет отпечаток
на всех мыслях, словах и поступках данного индивида и на душах всего того, что
попадает в его сферу.
Любая форма есть внешнее выражение некоего характера, который она представляет,
и в силу этого обладает определенными особенностями, которые отличают её от
других форм. Изменение характера приводит к постепенному изменению формы. Если
человек деградирует морально, признаки этого со временем станут заметны и в его
внешности; люди, изначально отличавшиеся внешне и имевшие разные характеры,
подстроившись друг под друга, порой и внешне в чем-то становятся похожими.
Формы жизни, принадлежащие к одному классу и виду, обладают неким сходством, и
у каждой национальности есть свои характерные черты, воплощенные в её
представителях. Чистокровного ирландца трудно спутать с чистокровным испанцем,
хотя бы они были одеты совершенно одинаково, но если оба они уедут в Америку, в
их детях или внуках национальные особенности родителей постепенно станут всё
менее заметными. Изменение характера меняет форму, но изменение формы не
обязательно приводит к изменению характера. Человек, лишившийся ноги,
становится калекой, но характер его при этом может остаться прежним. Ребенок
вырастает и становится взрослым, но характер его, если не изменится в силу
воспитания, сохранится таким же, каким был в детстве.
Все эти факты неопровержимо доказывают, что характер, природа любого создания
есть нечто более существенное, чем его внешняя форма, что форма иллюзорна, а
реален принцип, который никак не зависит от формы. Если бы характер человека
зависел от унаследованной им формы, дети, рожденные от одних и тех же родителей
и воспитывавшиеся в одинаковых условиях, были бы всегда похожи по своему
душевному складу — однако всем известно, что родные братья и сестры могут иметь
совершенно разные характеры и порой проявлять качества, которых их родители
лишены. Возможность существования того или иного характера не определяется
внешними условиями: обстоятельства могут лишь видоизменить характер, но не
|
|