|
бог христиан XIX века очень отличается от того, что жил во времена Торквемады и
Петера Арбэ и радовался пыткам и аутодафе. До тех пор, пока люди несовершенны,
их боги будут несовершенны; и по мере того, как люди становятся более
совершенными, их боги совершенствуются тоже; а когда все люди станут равно
совершенными, у них у всех будет один совершенный "Бог", один высочайший
духовный Идеал и одна универсальная реальность, признаваемая и учеными, и
религией. И реальность эта — само человечество, достигшее высшего идеала
совершенства; ибо возможен только один высший Идеал, одна абсолютная Истина,
постижение которой есть Мудрость, проявление — сила, выраженная в Природе, а
самое совершенное создание — идеальный Человек.
Глава IIIФОРМА
Вселенная есть мысль Бога.
Парацельс
Согласно Платону, изначальный элемент есть эманация Демиургического Разума,
который заключает в себе от века идею природного мира, и эту идею он создает из
себя силой своей воли. Эта доктрина стара и существует с тех самых пор, как на
земном шаре появился первый разумный человек. В ней, по существу, заключена та
же истина, какой учили древние риши и которую излагали — хотя, возможно, иными
словами — все величайшие мыслители всех веков, начиная, видимо, с первого
планетарного духа, который явился на нашу планету, и кончая современными
философами. Они провозглашают, что мир есть порождение воли и способности к
формированию идей20, хотя и забывают при этом, что эта способность, как и воля,
не могут существовать сами по себе, без того, кто проявляет волю и мыслит, но
что они суть свойства некой неизвестной сущности, причины или принципа.
Эта неизвестная причина возникает, когда непроявленное абсолютное Единое являет
себя, становясь Тремя. На этой истине основано учение о Троице, которое мы
находим в большинстве древних религиозных систем Востока, так же как и в
христианском символизме. Даже так называемая "рациональная наука" без этого
учения становится "иррациональной", поскольку если "материалист" (правильно)
утверждает, что не бывает материи без движения и движения без материи, он
должен — по логике вещей — добавить, что материя существует, а движение
происходит благодаря некой причине. Он может не знать этой причины, но она, тем
не менее, есть, даже если ему не известно о ней вообще ничего, кроме ее наличия.
Троица рациональной науки поэтому выглядит так: Действие, Противодействие и
Причинность — или, другими словами, Материя, Движение и Причина (Потенция).
Эта троица проявляется на трех разных планах или в трех разных способах
действия, которые были названы Материей, Душой и Духом, или, согласно символике
древней оккультной науки, — Землей, Водой и Огнем. Единое проявляется в Трех,
но эти Три есть одно целое и не состоят из трех частей, где одна следует за
другой, но возникают сразу. Противодействие не может быть без Действия, и оба
они имеют место благодаря сосуществующей с ними Причине. Отец не был Отцом,
пока не появился Сын, и то, что породило Сына, есть сила, присущая Отцу, его
Воля или "Святой Дух". Нет движения без материи или без причины; нет причины
без воздействия и без чего-то, на что это воздействие оказывается. Не может
быть протяженности и длительности, или "Пространства", без материи или движения,
и нет формы без пространства. Абсолютное пространство невидимо, и мы не можем
представить себе его форму. Мы не в состоянии вообразить его не имеющим границ,
и также не можем представить себе каких-либо его границ без пространства за
ними; относительное пространство ограничено и существует как форма. Не может
быть пустого пространства, поскольку "пространство" означает протяженность, а
мы не способны представить себе "ничто", и "ничто" не может иметь протяженности.
Формы — это, так сказать, пространство, сделанное предметным, кристализованное
в определенную конфигурацию, доступную или недоступную нашим органам чувств, и
ни одна форма не существует иначе чем в пространстве.
Дух, или "Огонь", — это нематериальный, лишенный формы, универсальный элемент,
который может проявляться в формах. Он — лоно, в котором всё содержится прежде,
чем будет воплощено как объективное его пробудившейся Волей. Он — "творец"21,
великий "плотник" Вселенной, "приемный отец Христа", чья жена есть Майа
(Природа)22, непорочная дева, через которую Отец является как Сын, пробужденный
к действию в форме животворящим воздействием "Святого Духа"23. Это великое
таинство, изложенное в виде аллегорий во всех основных мировых религиях, могут
полностью познать и понять только те, кто обрел способность высшего восприятия
и достиг высшего знания, даруемого посвященным, чье духовное сознание
пробудилось; неверное его толкование породило множество нелепых и
противоречащих друг другу суждений. Тот, кто хочет с помощью своего интеллекта
постичь бесконечное, не сумеет ухватить его, пока его конечный разум не сможет
объять достаточно, чтобы быть в совершенной гармонии с необъятным Единым.
Душа, или "Вода", — это полуматериальный элемент, в своем исконном состоянии не
имеющий формы, но способный существовать как форма. Она выступает как
организующее начало вещественных форм. Душа человека-Микрокосма аналогична душе
Макрокосма. Элементальные силы Природы, существующие на астральном плане,
пользуются ею как "площадкой" для своих игр. Она пронизывает и окружает планеты,
и также окружает и пронизывает тела людей и животных и прочие тела и формы.
Все материальные формы есть, можно сказать, "материализованные души", которые
прекращают свое существование вскоре после того, как принцип души извлекают из
них.
Материя, или "Земля", или (как её называют в её изначальном состоянии) акаша, —
|
|