|
Ни у кого не вызывает сомнений, что человек наделен не только определенными
физическими возможностями, но и так называемыми ментальной и духовной энергиями.
Любовь, уважение и преданность вызывает не тот, чьи мускулы сильнее, а тот, за
кем мы признаем интеллектуальные и нравственные достоинства, или же тот, кто
имеет в наших глазах авторитет, неважно, действительный или воображаемый.
Король или епископ не всегда сильнее своего слуги, но если он назовет себя,
слуга подчинится; капитан может быть слабейшим в своем отряде, и все-таки его
солдаты повинуются ему. Красота, гармония и величие не приносят пользы, но мы
почитаем их, а значит, они нам необходимы. Цивилизацию движет не столько сила
оружия, сколько достижения в интеллектуальной и нравственной областях; верно
говорят, что в наш век перо могущественнее шпаги.
Чем был бы наш мир без волшебной силы любви, красоты и гармонии? Что, если бы
он был создан по образцу, предлагаемому современными
"философами-рационалистами"? Мир, в котором не признаётся всесилие любви, — это
царство безумцев, заплутавших в собственных бредовых видениях. Здесь нет ни
искусства, ни поэзии, здесь царит произвол, а честность — то же, что безумие;
здесь есть лишь один бог — бог собственного "я".
Можно сказать, что магия — это наука, которая исследует умственные и
нравственные возможности человека, а также то, какую власть он может обрести с
их помощью над собой и другими. Однако прежде требуется выяснить, что есть
Человек и какое место он занимает в мироздании. Подобные исследования,
проведенные должным образом, покажут, что элементы, из которых состоит сущность
человека, те же, что и начала Вселенной. Можно сказать, что Вселенная — это
Макрокосм, а человек — его точная копия — Микрокосм.
С рождения нас окружают физические объекты. Но столь же очевидно, что эти
физические объекты оставляют свой отпечаток, представление о себе во внутреннем,
более тонком мире отдельной личности. Каждый такой мир неповторим, и
взаимоотношения с пространством у него особые, отличные от других. В каждом
ясный день сменяется темной ночью, вне зависимости от чужого времени суток, в
каждом — свои тучи и грозы, свои образы и формы.
Взрослея, мы постигаем науки и надеемся установить истинную природу этих миров
и законы, которые ими управляют, но обычная наука имеет дело лишь с формами,
формы же постоянно изменяются. Она дает ответы на некоторые вопросы об
объективном мире, но нисколько не убавляет наше невежество в том, что касается
области субъективного. Современная наука занимается классификацией фактов и
описанием явлений, но описать, как нечто происходит, не значит объяснить,
почему оно происходит. Установить причину, которая сама по себе есть результат
взаимодействия неведомых первопричин, — то же, что обойти одну стенку и
наткнуться на другую. Наука описывает кое-какие свойства предметов, но почему
эти свойства именно таковы, ей неведомо, и так будет всегда, пока область
незримого остается для нее недоступной.
Однако очевидно, что, помимо научного исследования, есть и другая возможность
познать скрытую сторону Природы. Религиозные учителя всего мира стремились
рассказать нам о тайнах, недоступных деятелям науки. Многие полагают, что их
учения — плод божественного или ангельского откровения, то есть исходят от
высшей, бесконечной, вездесущей — но всё же личности, и потому ограниченной.
Хотя само существование подобной личности никем не доказано и, вообще говоря,
весьма сомнительно, однако все страшно боятся её якобы предписаний; люди готовы
перегрызть друг другу глотки по мнимому приказу этого существа, готовы отдать
свои деньги, жизни и даже честь тем, кто назовет себя посланцем, а может быть,
и приближенным бога. Они согласны терпеть нужду и лишения до конца своих дней,
чтобы получить награду после смерти. Кое-кто так и тратит всю жизнь в ожидании
наслаждений в посмертном существовании — даже не будучи в нем уверенным.
Кое-кто умирает от страха потерять то, чего никогда не имел. Тысячи людей
обучают других тому, чего сами не знают, и хотя на земле великое множество
религиозных учений, истинных религий сейчас очень мало.
Слово "религия" восходит к латинскому religare — "соединять", "связывать".
Религия в подлинном смысле — это наука, которая исследует связь, существующую
между человеком и его истоком, или, другими словами, изучает отношения между
человеком и миром причин, как бы мы ни называли этот последний: Природа или Бог.
Ведь слово "Бог" мы могли бы перевести как "Верховная Первопричина", а Природа
— это проявление Бога вовне. Поэтому настоящая религия — наука гораздо более
высокая и благородная, чем привычная нам, рассматривающая только чувственно
воспринимаемые предметы, однако оба мировоззрения вполне сочетаются друг с
другом. Лишь лживые научные положения неизбежно противоречат религиозным
истинам, и наоборот. Подлинная религия и подлинная наука, в конечном счете,
одно и то же, и потому они равно правдивы, в то время как религия, цепляющаяся
за призраки, и наука, построенная на измышлениях, равно ложны, и чем сильнее
они упорствуют в своих заблуждениях, тем они губительнее для умов и сердец.
Но что такое истинная религия и истинная наука? Несомненно, что существует
некая связь между человеком и его истоком, причиной, которая вызвала
человечество к существованию. Подлинная религия или подлинная наука как раз и
изучает эту связь. Если мы сопоставим внешнюю сторону нескольких религиозных
систем, то обнаружим, что все они друг другу противоречат. Мы увидим, что зерно
истины скрывается под толстой кожурой суеверий и несообразностей. Признавая
этическую и моральную сторону избранного нами учения, мы попутно воспринимаем
её богословскую шелуху, забывая, что этические нормы во всех религиях, в
сущности, одинаковы, а прочее не столь уж важно, и тот мусор, который который
окружает ядро, не есть настоящая религия. Основа всех религий — сокровенная
истина, хотя везде её так или иначе приукрашивают, и когда мы обратимся к сути
|
|