|
Да, "старое Солнце" вступило в Дат, умерло, но уже в нервом часу ночи ему
сопутствует элемент грядущего воскресения из мертвых - образ утреннего Солнца,
священный скарабей, плывущий в барке, где ему поклоняются два божества. Бег
времени в царстве вечности символизирует фигура перед поднявшимся на хвост
змеем, держащая в руке слегка изогнутую "волшебную палочку" - "Тот - Кто -
Измеряет - Часы". Ниже - изображения, означающие достижение границ первого часа
ночи. Это межевой столб, увенчанный рогами ("Тот - Что - Разделяет - Долину"),
и божество, обращенное навстречу всей процессии, - "Тот - Кто - Запечатывает -
Землю" - служитель, замыкающий врата первого этапа странствия Солнца.
А вот текст краткого варианта "Книги Амдуат", повествующий о первом часе ночи:
"Этот бог вступает в землю, во врата закатного горизонта. Сто двадцать итеру (1
итеру = 10,5 км. - А. Н.) предстоит ему пройти в этой сфере, прежде чем он
достигнет богов загробного мира. "Долина Ра" - имя первого поля Дат. Здесь он
наделяет землями богов, которые ему сопутствуют. В этой сфере он начинает
давать указания и заботиться об усопших. Это исполнено в соответствии с
образцом, что в Сокрытом Помещении Дат. Кто знает эти образы, сам уподобляется
Великому Богу. Это благоприятно для него на земле, поистине прекрасно!
Необычайно полезно это для него в Дат. "Тот - Что - Раскалывает - Лбы - Врагов
- Ра" - имя этого первого часа ночи, который сопутствует в этой сфере этому
богу".
Второй час ночи...
В первом часу ночи солнечная процессия только формировалась. Начиная со второго
часа, она уже действительно вступает в подземные царства, которыми управляют
различные божества - покровители мертвых. Первое из этих царств - Уэрнес. Барка,
изображенная четвертой слева, называется "Та - Которая - Несет - Уэрнес". В
барке - символ богини Хатор, поэтому можно допустить, что именно она управляет
этой сферой запредельного мира А вот что говорит нам текст.
"Пребывание Великого Бога в Уэрнес. 309 итеру составляет длина этого царства,
120 итеру - ширина. "Души - Из - Дат" - имена божественных существ в этом
царстве. Тот, кто знает их имена, пребудет с ними, и этот Великий Бог оделит
его землями в царстве Уэрнес. Он будет останавливаться вместе с "Тем - Который
- Останавливается", будет следовать за этим Великим Богом. Будет он входить в
землю и раскрывать Дат, будет отсекать локоны "Курчавым". Пройдет он рядом с
"Пожирателем осла" следом за Маат (богиня Истины. - Е. Л.), которая оделяет
землями. Всегда будет он .есть хлеб на Барке Земли. Будет дан ему передний
канат Татуби (эпитет бога Солнца, чью барку покойный будет тянуть на канате. -
Е. Л.). Эти души из Дат нарисованы в своих формах в сокрытом Помещении. Начало
письма - на западе. Будет им слагаться жертва на земле в их именах. Это полезно
человеку на земле, поистине прекрасно миллион раз! Тот, кто знает слова,
которые эти боги из Дат говорят этому Богу, и слова, которые этот Бог говорит
им, - тот приближается к запредельным. Это полезно ему на земле, поистине
прекрасно! Имя часа ночи, который сопутствует Богу в этой сфере: "Мудрый -
Который - Охраняет - Своего - Владыку".
Текст требует пояснения. Уэрнес значительно больше того преддверия иного мира,
которое было описано в первой части книги. Уэрнес обширнее и географического
Египта: около 1250 км в ширину и 3200 км в длину! Это обводненная местность с
плодородными полями. Там обитают блаженные души, которые сбегаются на весть о
приближении божественной процессии.
В процессии пять ладей. О Барке Солнца мы уже знаем; теперь на ней появились
еще две "кобры: Изида и Нефтида. Процессию ведет за собой ладья месяца с богом
Тотом. Там видны две формы, соответствующие двум фазам Луны: месяц и диск. На
следующей барке - эмблема богини Хатор. В носовой части барки - скарабей, уже
знакомый нам. О третьей ладье (с крокодилом) трудно что-либо сказать, так как
нет поясняющего текста. В четвертой ладье - три божества, два из которых
(стоящие) носят имена богов хлеба, что подтверждается стилизованными
изображениями колосьев. "Экипаж" этой барки и некоторые персонажи из нижнего
регистра (с колосьями в руках или на голове) связаны с мотивом раздачи земель
Великим Богом. В этом часу господствует непроницаемая тьма; путь освещают
персонажи со звездами. Из тьмы к Богу летят голоса различных существ, которые
славят его приветственным гимном. Великий Бог их не видит, но обращается к ним,
давая указания, которые свидетельствуют, что мертвые в Уэрнес ожили,
освободились от погребальных пелен, могут свободно двигаться и принимать дары
Бога.
Все это касается и живых. Тот, кто знает суть "Книги", уподобляется счастливцам
из Уэрнес, может присоединиться к солнечной процессии и устремиться через Дат,
останавливаясь там же, где и Бог. Упоминание о "Курчавых" связано с
препятствием, которое может возникнуть вскоре после преодоления врат Дат.
"Курчавые" - это четыре ветра в образе кудрявых юношей (или с "юношеским
локоном" на лбу). Они могут преградить дорогу Солнцу, которое их укрощает,
хватая за волосы или отсекая локоны.
"Пожиратель осла" - персонаж с головой быка, который сидит на троне (в нижнем
регистре) с ножом в руке. Осел был посвящен Сету, врагу и убийце Озириса.
Каждый, кто стремится в рай с нечистой совестью, уподобляется врагу Озириса.
Его ждет смерть от "Пожирателя осла". Тот же, кто чист (а только чистый в
состоянии познать суть "Амдуат"), спокойно пройдет мимо грозного демона.
В Уэрнес изображены еще несколько персонажей, чьи имена говорят о том, что в
этом царстве ни один враг Солнца или Озириса не имеет шансов спастись. Вот
|
|